Общество

Вирусы контролируют население планеты

27 августа

Институт гриппа начинает испытания вакцины против свиного гриппа. Однако в обществе до сих пор нет однозначного отношения к вирусу А/Н1N1: кто-то считает, что это угроза для человечества, кто-то – что это очередная страшилка, необходимая фарминдустрии, чтобы увеличить сбыт противовирусных препаратов. О том, что представляет собой этот вирус, о природе вирусов вообще и о захватывающем противостоянии вируса и человека «НВ» рассказал руководитель НИИ гриппа РАМН, академик РАМН, доктор биологических наук, профессор Олег Киселев.

– Свиной грипп – проблема, которую нельзя рассматривать отдельно, вне контекста тех драматических событий, которые развивались в конце ХХ века. Первая серьезная паника охватила общество в начале 1990-х, когда опасным стал основной пищевой продукт – говядина. Речь идет о бешенстве коров. На территории России инфекцию удалось локализовать во многом благодаря нашей службе ветеринарного контроля. В 2003 году на мир обрушилась новая напасть – атипичная пневмония. По сути, эта была первая биологическая инфекционная катастрофа.

Что тогда произошло? Встретились два вируса – коровий и мышиный, и получился громоздкий гибрид, который перекинулся на человека. А все дело в том, что корма, которые просыпают в коровнике, – обильная пища для мышей. В этих условиях и произошла межвидовая передача вируса. Инфекция быстро распространилась в Китае, Вьетнаме, а оттуда – по всему миру. К счастью, вирус оказался генетически нестабильным – посвирепствовав какое-то время, он, что называется, развалился сам. В 2005 году на весь мир заявил о себе птичий грипп. На сей раз очаг инфекции был зафиксирован на территории России – в Новосибирской области на озере в районе села Суздолка. Оттуда вирус пошел по путям миграции перелетных птиц, вызывая губительные вспышки инфекции.

Перелетная птица, зараженная вирусом, по пути своего следования останавливалась на озерах близ деревень, где хозяйки выгуливали затем свою домашнюю птицу. Птичий грипп косил поголовье птиц просто стремительно, моментально перекидываясь в соседние дворы и гастролируя по окрестностям до тех пор, пока его вновь не подхватывали стаи перелетных птиц. Круг замкнулся, и было совершенно непонятно, как остановить разгул инфекции. Но справились и с этой напастью – провели подворную вакцинацию, подробный инструктаж каждой хозяйки. Важную роль сыграли традиции и культура населения, оказавшегося в эпицентре инфекции. Сегодня там четко выполняют все санитарные распоряжения, что помогает не допустить новых вспышек инфекции.

А вот в Азербайджане был случай трагический. На берегу Каспийского моря погибли от инфекции перелетные лебеди. Население предупредили – это опасно, но вовремя убрать падшую птицу не успели. Девочки-подростки раньше санитарных служб пробрались на пляж и общипали тушки погибших лебедей – собирали пух для продажи. Только представьте себе: жара под 50, а они пылят этим зараженным пухом. Лечить девочек прилетели тогда даже американские врачи, но, увы, никого не спасли.


– Теперь на повестке дня другая опасность – вирус А/H1N1.

– Свинья чувствительна и к птичьим вирусам, и к человеческим, а значит, в ее организме вирусы могут встретиться и создать новый гибрид, ведь у вирусов все как у человека: обмен генами, появление нового потомства. Так и случилось, причем гибрид оказался злее своих «родителей» и быстро перекинулся на человека. Любопытно, что свиньи от этого вируса практически не погибают. По этой причине инфекция не сразу распознается, и зараженных свиней вовремя не изолируют.


– Коровий, птичий, свиной – не хватает только «рыбьего» гриппа…

– Почему же не хватает? Параллельно с событиями на птицефабриках шли губительные эпидемии на рыбокомбинатах и на фермах по разведению семги в Норвегии. Ведь рыбой питается все та же перелетная птица, которая проводит лето на Ледовитом океане. Рыба погибает от вируса анемии лососевых рыб, генетически частично сходного с вирусами гриппа.


– Получается, что вирусы поражают основную пищу человека – мясо, курицу, рыбу.

– Главная проблема в том, что человек окружил себя 3–5 видами животных, мясо которых он использует в пищу. В итоге население планеты постоянно находится под угрозой появления новых вирусов. Как только люди начинают в промышленных масштабах разводить животных или рыбу, тут же появляется вирус, способный уничтожить все поголовье. И что характерно: часто он внедряется именно в те места, где происходит искусственное размножение одного вида.

Мы с академиком Валентином Ивановичем Покровским (директор Центрального НИИ эпидемиологии РАМН, член научного совета при Совете безопасности РФ, член правительственных комиссий по научно-инновационной политике и по охране здоровья граждан. – Прим. авт.) разработали концепцию природных биокатастроф. По нашему мнению, в микромире происходят некие события, которые сопровождаются появлением вирусов с новыми свойствами. Виновато в первую очередь изменение экологии планеты. Мало кто об этом знает, но большинство болезней, которыми мы страдаем, включая болезни сердца, тоже вызваны скрытыми (с латентным носительством) вирусами или являются последствиями перенесенных незаметно вирусных заболеваний. Ведущую роль в этих процессах играют респираторные вирусы, которые способствуют развитию бронхиальной астмы.


– Картина совершенно безрадостная.

– Для начала не надо паниковать. В первую очередь нам следует укреплять хорошие традиции, которые у нас уже существуют. Например, такой службы, как Роспотребнадзор, нет больше нигде в мире. У нас принято ругать эту организацию, но мы имеем реальные случаи, когда вирус был, но благодаря действиям наших надзорных ведомств катастрофы не произошло. К слову, главная позиция санитарно-гигиенических служб – локализовать очаг, не дать вирусу разгуливать – абсолютно правильна, ведь вирус мутирует и рождает страшные гибриды именно тогда, когда проходит через многих людей, птиц, животных.


– Известно, что ВОЗ заинтересовалась разработками вашего института и рекомендовала другим странам перенимать опыт российских ученых. О чем идет речь?

– Мы уверены, что с воздушно-капельной инфекцией надо бороться аэрозольным методом. Речь идет о разработке сочетания интерферонов, которые пациент наносит себе в носоглотку,  таким образом резко повышая сопротивляемость организма инфекции. В идеале, у каждой семьи в холодильнике должен стоять флакончик средства – сочетания двух сильнейших биологически активных препаратов, которые не только повышают иммунитет, но и противодействуют уже подхваченному человеком вирусу. Наша концепция понравилась ВОЗ, и сейчас мы должны разработать некую платформу. Главное преимущество НИИ гриппа не только в том, что у нас сильная вирусология, но и в том, что мы охватываем весь цикл необходимых исследований. У нас работают врачи, биологи, физики, функционируют

3 клиники, мы имеем свой собственный опыт лечения тяжелого гриппа. В Америке, например, медицина существует отдельно от вирусологии.


– Олег Иванович, заканчивается набор волонтеров, готовых на себе испытать вакцину против свиного гриппа. Не рискуют ли они своим здоровьем?

– Вакцина – это не просто безопасно, это даже нужно. К слову, я намерен вместе с волонтерами сделать себе эту прививку, а ведь мне 64 года! Мы с докторами нашей клиники готовы показать обществу на личном примере, что новая вакцина – это безвредный препарат.


Беседовала Инна Тимченко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь