Общество

Здесь птицы не поют

27 августа
Современный человек живет в искусственной среде, рукотворной, и поэтому изменения в природе замечает куда позже, чем в городской архитектуре или уровне цен в магазинах. В последнее время внимательные петербуржцы стали высказывать беспокойство по поводу того, что в городе практически не слышно пения птиц. Чайки, голуби, серые вороны и кряквы – вот основной «птичий набор», который мы можем наблюдать в городе. Даже воробьев стало подозрительно меньше, а вывешенные за окно в зимнее время кусочки сала все реже привлекают синиц.

 

Да и в немногочисленных городских парках и скверах в теплое время года птичьи трели звучат все реже. Склонные к мистике горожане даже высказывают апокалипсические предположения. Более рационально настроенные обеспокоены состоянием экологии в городе и области.

– В целом ситуация не катастрофична, – поясняет старший научный сотрудник отделения орнитологии Зоологического института РАН Владимир Храбрый. – В природе численность любого биологического вида изменяется в зависимости от различных условий: погоды, наличия кормов, условий зимовки и т. д. Если говорить о дикой природе Ленинградской области, то с точки зрения видового разнообразия ситуация в общем нормальная. Но территорию Петербурга многие виды гнездившихся здесь птиц покидают. И основной причиной этого является градостроительная политика последних лет, при которой застраивается любое свободное пятно. А ведь небольшой сквер, где растут лишь несколько деревьев и кустарников, или пойма ручейка давали возможность целому ряду видов птиц жить там и гнездиться. Застройка этих территорий птиц вытесняет, но никто не говорит о том, что целые виды исчезли из природы.

Владимир Храбрый показывает «орнитологическую» карту Петербурга образца 1991 года, которая была составлена им по результатам наблюдений в течение 1970–1980-х годов. Территория разбита на квадранты, каждый отмечен числом, говорящим о количестве обнаруженных здесь видов птиц. Чем дальше к периферии, тем больше видовое разнообразие, хотя и в ряде городских районов наблюдались богатые птицами места. Там, где оставалось немало зеленых зон и парков, пустырей, по которым протекала маленькая речушка или небольших влажных луговых зон. Город привлекал и продолжает привлекать многих пернатых отсутствием хищников и наличием корма. Но сейчас орнитологам приходится вносить коррективы в «птичью» карту города. И прежде всего в показатели численности особей каждого вида птиц, заметно снижающейся на протяжении последних лет.

– У некоторых видов численность серьезно падает, – говорит Владимир Храбрый. – В первую очередь это касается всех наземно гнездящихся. Возьмем, например, пеночку-весничку. Достаточно обычный вид, еще встречающийся во всех наших парках. Но эта птица гнездится на земле, требует тихих мест, где нет не только хищников, но и людей. Так что гнездовая численность этого вида в последние годы очень сильно падает. То же касается птиц, гнездящихся в кустарниках, например всех славок. На них также влияет тот самый антропогенный фактор. Практически исчезли из города ласточки. У нас их было три вида: береговая, деревенская и городская, или воронок. Все эти виды требуют определенных условий обитания, которых в Петербурге они теперь не находят. Например, воронок активно присутствовал и гнездился в городе еще пару десятков лет назад. Но сегодня картина совсем другая. Городской ласточке для постройки гнезда нужна земля, обыкновенная грязь. Почва нужна и насекомым, которыми питаются птицы. Мы же асфальтом и плиткой попросту закрываем всю землю. Для человека это, конечно, хорошо: можно в туфельках и ботиночках ходить в любое время посуху. А вот для птиц это совсем неудобно. Ну и, конечно, на численность тех же городских ласточек влияет загрязнение атмосферы, которое сказывается на количестве насекомых, которыми они питаются. Так что покидающие Петербург воронки – четкий показатель отсутствия природы в городе. Практически исчезли из города турухтаны, а ведь когда-то именно обилие этих птиц дало название Турухтанным островам. Тут всему виной застройка территории. В этом году численность гнездящихся чаек была меньше, чем в прошлом. Но причина пока не понятна, поскольку нужны многолетние мониторинговые наблюдения. Обыкновенный домовый воробей в последние годы уменьшает свою численность. Но это тенденция отмечается во всей Европе. Даже симпозиум по этому поводу в Польше был, но пока толком нельзя сказать, что тому причиной.

Даже в больших парках птицы не чувствуют себя так спокойно, как прежде. Например, на Елагином острове орнитологи насчитали 144 вида птиц – и тех, которые здесь гнездятся, и тех, которые обитают в его парках временно. Однако и тут численность многих видов стремительно идет на спад. Теснит пернатых бурная хозяйственная деятельность и в Ленинградской области.

– Неумеренная вырубка лесов, когда вырубаются территории не в десятки, а уже в сотни гектаров, осушение территорий – все это не может не влиять на численность и в конечном счете на видовое разнообразие птиц, – продолжает Владимир Храбрый. – Уже сегодня в Ленобласти есть участки, где кромку леса можно только в бинокль увидеть. Все мы – зоологи, ботаники, экологи – стараемся любыми силами создавать памятники природы, которые стали бы пристанищем для многих видов животных и растений. Но делать это все труднее, поскольку бизнес сильнее нас, а большие начальники, принимающие решения, смотрят очень близко. Как известно, через Петербург проходит так называемый великий Беломорско-Балтийский миграционный путь птиц. Все пернатые, которые гнездятся в северных районах европейской части России, летят через наш город. Средняя высота их полета – чуть выше 100 метров. Поэтому, когда заходит речь о высотном строительстве, здания высотой 100 метров еще терпимы. Но строить выше недопустимо. В противном случае урон природе будет огромен.

Еще одна опасность, которая грозит всему живому в наших краях, это многие современные охотники, которых вернее будет назвать беспредельщиками с охотничьими билетами. Именно такие люди сейчас угрожают, например, глухарям, гнездящимся у Разлива под Сестрорецком.

– Так случилось, что, всю жизнь работая в Зоологическом институте, я уже 12 лет параллельно возглавляю общественную организацию «Петроградское общество охотников и рыболовов», – признается Владимир Храбрый. – И именно потому, что меня очень беспокоит современное отношение к охоте, мне пришлось даже написать книгу «Охотничьи животные России», где в одной из глав рассказывается о тех видах животных, которых добывать нельзя. Многие современные охотники преступно неграмотны! Охота должна быть, но вести ее нужно правильно и бережно, как селянин ведет свое хозяйство. Ведь он не режет скот просто так, без разбора! Мы и так в неравных условиях с животными и птицами, потому что у нас в руках ружье. Но одно дело – добывать правильно, а другое – ходить с нарезным оружием и бить всех кого ни попадя с огромного расстояния. Лично для меня это уже не охота, а убийство – жестокое и бессмысленное.

Наверное, говорить о начале конца света в связи с уходом птиц не стоит. Хотя так же бессмысленно отрицать полезность птиц. Мало того, уже установлено, что пение пернатых оказывает на человека лечебное воздействие: песни певчих дроздов, овсянок, зябликов могут снять аритмию, а звуковые вибрации, издаваемые зарянками, снимают головные, сердечные и суставные боли. Конечно, оставшись наедине с автомобилями, бетонными коробками, дымящими трубами и чахлыми деревцами в вазонах, человечество не вымрет одномоментно. Но как печально, скучно и нездорово будет это существование…

Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь