Общество

«С наркотрафиком нужно бороться на дальних подступах»

19 сентября
Государственная дума на первом заседании осенней сессии приняла в первом чтении закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об обороне". Он предусматривает оперативное использование наших Вооруженных сил за рубежом для защиты российских граждан, отражения нападения на наших военнослужащих или другие войска, дислоцированные за пределами РФ, предотвращения агрессии против России или государства-союзника, борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства. Во время обсуждения законопроекта член Комитета Госдумы по международным делам Семен БАГДАСАРОВ предложил дополнить список задач, которые должны решать наши войска за рубежом, борьбой с наркотрафиком.

- Сегодня из 8 тысяч тонн наркотиков опийной группы, производимых в Афганистане, 30-40 процентов идет в Россию, - поясняет "НВ" свою позицию Семен Аркадьевич. - Вы представляете, что это такое?! И теми методами, которыми ведется борьба с наркотической угрозой внутри России, можно только улучшить общие показатели на несколько процентов. Да, есть положительные подвижки, особенно после прихода нового руководства Госнаркоконтроля. Но без принятия радикальных мер по пресечению наркопотока на дальних подступах к России с этой проблемой не справиться.

- Каких именно мер? Снова ввести наши войска в Афганистан?
- Ну что вы! Способ показывают американцы. У них есть такая проблема, как колумбийский кокаин, основная часть которого шла в США. При этом у них более благоприятная ситуация, поскольку нет безвизового режима с Колумбией. У нас же есть безвизовый режим с Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном, то есть открыты границы со странами, через которые и идет основной наркотрафик из Афганистана. Если любой конгрессмен или сенатор США вдруг предложит установить безвизовый режим с Колумбией, в его политической карьере тут же будет поставлена точка. Осознавая, что борьбу нужно вести на дальних подступах, американцы длительное время "работали" с колумбийским руководством. До прихода к власти президента Колумбии Альваро Урибе многие его предшественники не поддерживали целый ряд мер американского руководства по борьбе с наркобизнесом. Мало того - некоторые, по мнению американцев, были замешаны в связях с наркобаронами. В Колумбии, как и в Афганистане, наркобизнес связан с терроризмом. Это прежде всего леворадикальная группировка "Фарк", являющаяся боевым крылом так называемой Подпольной коммунистической партии Колумбии. По сути "Фарк" - политическая "крыша" для наркобизнеса. До прихода к власти президента Урибе "фарковцы" контролировали половину территории Колумбии, где и производился кокаин. Но была принята программа по активизации борьбы одновременно и с террористическими организациями, и наркобизнесом, для чего применялся ряд силовых возможностей как колумбийской армии, так и вооруженных сил США. В США существует целый ряд законов, которые определяют участие вооруженных сил в борьбе с наркобизнесом. Благодаря этому за последние четыре года американцам удалось снизить поступление кокаина из Колумбии на 36 процентов. Это очень высокий показатель! Вот почему я говорил о необходимости принятия таких же мер при обсуждении законопроекта о внесении изменений в закон "Об обороне".

- Утверждают, что с вводом американских войск в Афганистан поток наркотиков в Россию начал стремительно увеличиваться...
- Это так. Согласно статистике, в 2001 году до ввода американских войск при режиме талибов, которые контролировали большую часть территории страны, в Афганистане производилось 185 тонн опиатов. Сейчас, как я уже сказал, почти 8 тысяч тонн.

- То есть пресловутый план Даллеса не существует, но действует?
- Когда спрашиваешь наших чиновников из МИДа, зачем мы поддерживаем американцев в Афганистане, они отвечают, мол, мы прагматики и понимаем, что американцы там ведут борьбу с терроризмом и наркотрафиком. Но они так ведут эту борьбу, что производство наркотиков увеличилось более чем в 40 раз! Что же касается борьбы с терроризмом, то есть масса информации, что американцы лишь усиливают террористическую угрозу против России через соседние государства. В одном из интервью наш посол в США Замир Кабулов прямо говорил, что афганцы неоднократно сообщали об аресте граждан России, воевавших на стороне "Талибана", которые переданы в распоряжение ЦРУ и разведуправления минобороны США (РУМО), но затем почему-то отпущены и, по словам афганцев, переориентированы для работы на севере. Тут без комментариев. Так что и террористическая угроза растет. Мало того, сегодня афгано-таджикская граница не охраняется, а безвизовый режим с рядом стран бывшего СССР привел к тому, что на территории России существуют все террористические организации центральноазиатского происхождения. И говорить, что американцы успешно борются в Афганистане с терроризмом, я бы не стал.

- Почему тогда мы не усиливаем охрану этих границ, не вводим визовый режим?
- Я эти же вопросы постоянно поднимаю с думской трибуны! Лучше спросите об этом наш МИД. Мне кажется, одна из причин в том, что у нас много некомпетентных людей, для которых эта тема является малозначимой. Я считаю, что эти люди неверно информируют президента и председателя правительства о реальной ситуации в этом регионе. Но реальность угрозы хорошо понимает нынешнее руководство Госнаркоконтроля, и недавно его глава Виктор Иванов так и сказал: производители наркотиков, по сути, спонсируют международный терроризм. У нас принято говорить, что рассадником афганского наркотрафика является "Талибан". Ряд американских и наших специалистов оценивают бюджет "Талибана" в 300 миллионов долларов. По заявлению ряда специалистов, из 32 миллиардов долларов, которые приносит афганский опиум и героин, четыре оседает в Афганистане. Вычтите из четырех миллиардов 150 миллионов, поскольку половину своего бюджета "Талибан" получает из личных фондов и некоторых стран Персидского залива. 150 миллионов остается! Кому тогда остальные деньги от продажи наркотиков достаются? Тем, кто реально находится у власти в Афганистане и кого поддерживают США и их союзники. Это режим Карзая, а также многих губернаторов на местах и ряда других чиновников из того режима, который пришел благодаря американцам.

- Вы будете вносить вашу поправку ко второму чтению?
- Обязательно!

- Предположим, поправку примут. Что дальше?
- Надо будет принять еще целый ряд законов, определяющих, как наши Вооруженные силы будут участвовать в борьбе с наркотрафиком. И самое главное - четко понять, какие это подразделения, где они должны быть и как действовать. Ну, это работа. Но хорошая работа, работа на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

- Хорошо, законодательно все обеспечили. А как это должно выглядеть на практике?
- Так, как делают американцы. Мы должны дислоцировать наши части на территории, по которой проходят наркотики и откуда идет террористическая угроза. Это в первую очередь город Ош - узловой центр наркотрафика, идущего через территорию Таджикистана. Необходимо также вернуть наши войска на Памир. Пусть там стоят таджикские пограничники, но мы должны в ряде стратегических районов разместить свои воинские части. А это не просто труднодоступные районы, это территория, где есть маленький узкий Ваханский коридор в 20 километров, некогда буферная зона, созданная англичанами и по договоренности с Россией переданная Афганистану. Перейдя этот коридор на лошади, вы оказываетесь в зоне Чатрала, что в Пакистане. Чуть-чуть попутешествуете и знаете, куда попадаете? В Кашмир. Вот с каким регионом мы имеем дело! Вот где должны стоять наши воинские части, обеспечивая нашу с вами безопасность. Пусть эти подразделения входят в состав сил быстрого реагирования ОДКБ, ради бога! И стоят на переднем крае борьбы с наркотраффиком и терроризмом. У американцев семь таких баз в Колумбии. Так давайте создадим хотя бы 3-4!

- Вы постоянно говорите о наркотической угрозе. Почему вас волнует эта тема?
- В России больше 30 тысяч человек ежегодно умирают от наркотиков. Мы говорим о проблеме алкоголизма, а у нас скоро наркотики перекроют все параметры потребления алкоголя и бедствия от него в ближайшие 3-4 года! Это не моя наболевшая тема, а наболевшая тема страны. С этой проблемой надо бороться, и желательно на дальних подступах.


Беседовала Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь