Общество

«Эти люди бесправны и беспомощны»

24 сентября
У этого подразделения, созданного в прокуратуре Петербурга три месяца назад, непочатый край работы. Группе по надзору за миграционным законодательством предстоит навести порядок в, пожалуй, самой коррумпированной сфере нашей экономики, на которой зарабатывают все – от международной мафии до рядового участкового. Руководитель группы Павел МАССОНОВ рассказал корреспонденту «НВ» о том, как государство может решить проблемы с нелегальной миграцией.

– Нет смысла скрывать, что в городе есть проблема с незаконной миграцией, и даже с законной не все в порядке, – говорит Массонов. – И эта проблема двойная. С одной стороны, преступность среди мигрантов. А с другой – экстремизм как реакция на это. Наверное, сами замечаете, что граждане начинают уже негативно относиться к мигрантам. Мы боремся и с тем и с другим. Встречаемся с диаспорами, выясняем, где их обидели, где  правоохранительные органы превысили свои полномочия.  Сталкиваемся мы и с фактами вымогательства, но бывает и так, что люди попадают в неприятности из-за собственной непросвещенности – они не знают языка и законов страны, в которую прибыли.
Кстати, именно это обстоятельство в большинстве случаев и порождает коррупцию, на нем же держится мошеннический бизнес, который кормится за счет неграмотных мигрантов. Мы планируем с ФСБ и пограничной службой разработать специальные памятки на языке мигранта и раздавать их в Пулково всем прибывающим. Просто разъяснить порядок оформления документов. Если мигрант будет четко знать свои права и обязанности, проблем сразу станет меньше.
Кстати, с новым руководителем УФМС Еленой Дунаевой у нас налажено сотрудничество, и это идет на пользу делу.

– Наша страна существенно упростила порядок регистрации для иностранцев. Стало ли от этого меньше нелегалов?
– Порядок-то упростили, но эффективных механизмов, помогающих отследить миграционные потоки, все равно нет. С некоторыми соседними государствами у нас безвизовый режим. Человек пересекает границу и может перемещаться по стране куда захочет. Проще говоря, у нас нет возможности проследить судьбу каждого приезжего. В этом году в Петербурге 400 тысяч человек получили разрешение на работу. Но сколько людей живет в Ленобласти и ежедневно приезжает в город на промысел – никто не знает. И не может знать.

– Когда правительство установило очень суровые штрафы для работодателей, использующих труд нелегалов, говорилось, что на этом с теневым бизнесом будет покончено. Значит, драконовские методы тоже не помогли?
– Для работодателя штрафы действительно космические – до 700 тысяч рублей за одного человека. Но в законе есть один нюанс – за отсутствие надлежащей регистрации у работника КоАП предусматривает наказание и для самого нелегала, и для юридического лица, то есть предприятия, и для должностного лица – прораба или директора, нанявшего его на работу. При этом для последнего штраф в сто раз меньше, чем для юридического лица. И почему-то у нас получается, что правоприменительные органы, то есть УФМС и различные контролирующие структуры, привлекают к ответственности не фирму, на которой работает нелегал, а прораба. Ясно, что это делается не просто так. Но пока мы не поймали кого-то за руку, все получается по закону. Убежден, что, если бы у нас была повальная практика привлечения к ответственности фирм, а не отдельных сотрудников, если бы коммерсанты знали, что не смогут откупиться, а будут платить внушительные штрафы, они предпочли бы оформить работника должным образом, обеспечить для него нормальные условия жизни, позаботиться о его здоровье и досуге. 

– …или нанимать людей не из Средней Азии, а из Псковской области.
– Не думаю. Мигранты все ровно будут дешевле. Они готовы обитать в грязном тесном бараке, питаться бог весть чем,  мириться с любыми условиями труда, не заботиться о своей безопасности. Эти люди бесправны и беспомощны, им некуда идти, некому жаловаться. У этого бизнеса доходность очень высокая. И коммерсанты готовы идти на любые риски, нарушать закон, потому что оно того стоит. 

– Получается, что в нашей стране местами действует рабовладельческий строй?
– Это и есть одна из наших задач – защита прав человека, даже если он не гражданин нашей страны. В Уголовном кодексе России есть такая статья 322 «прим»: «Организация незаконной миграции». Количество дел по ней минимально. Дошедших до суда – практически нет. При этом существуют рекрутинговые агентства, которые вербуют людей в Средней Азии, обещают золотые горы, привозят сюда, загоняют на закрытую территорию, отбирают паспорта и заставляют работать. В лучшем случае в конце года им вернут документы и дадут денег на обратный билет. В худшем – просто выбросят на улицу. И это не единственный вариант криминального бизнеса. На этих людях зарабатывают все кому не лень. Раньше существовали фирмы, оказывающие посреднические услуги в получении документов. Но в последнее время УФМС поменяло свои регламенты и перестало с ними сотрудничать. И на их месте появились мошенники. Вы, наверно, обращали внимание – в центре города полно контор, которые обещают помощь мигрантам. Туда приходит иностранец, ему говорят: подпишите договор, заплатите 20 тысяч в кассу, мы вам поможем. Возвращается он через 3 дня в надежде получить документы, а ему отвечают: извини дорогой, мы тебе документов не обещали, ты заплатил за информационно-консультативные услуги. Человека, не умеющего читать, не знающего законов, обмануть проще простого. Эти люди умудряются обмануть даже россиян из других регионов! Сегодня у нас возбуждено 8 уголовных дел против крупных фирм в Центральном районе. Их деятельность остановлена, изъята техника, теперь осталось доказать вину.

– Еще одна проблема, на которую жалуются горожане, – «вороньи слободки», в которых обитают гастарбайтеры – живут сотнями на
территории заброшенных предприятий или в расселенных домах. Как вообще в городе появляются такие места? Где милиция, пожарные, СЭС?
– Мы стали проводить еженедельные комплексные выездные проверки со всеми заинтересованными ведомствами именно по таким местам. Например, к нам обратились граждане, живущие в районе станции метро «Ладожская», буквально умоляли о помощи. Там на Уткином проспекте есть несколько желтеньких пятиэтажек, давно уже расселенных, где поселились мигранты. Мы застали там просто ужасающую ситуацию: дома аварийные, вот-вот могут обвалиться, газовое оборудование не настроено, все может взлететь на воздух. И представьте себе, в этих страшных домах жили почти 500 человек! Оказалось, что в свое время данная территория была передана компании «Адамант» по инвестиционному контракту. Предполагалось расселить дома и построить деловой центр. Но вместо этого компания через свои афилированные структуры сдавала дома мигрантам, при этом никто не знал, что за люди тут живут, чем они занимаются. Мы вместе с администрацией района вызвали представителей компании и потребовали освободить дома. Бизнесменам дали понять, что они могут потерять инвестиционный контракт, если безобразие не прекратится. И это сработало – ситуация полностью изменилась.
От администрации Адмиралтейского района, где множество расселенных домов, в которых живут мигранты, нам пока не удалось добиться решительных действий. Дело в том, что после расселения ГУЖА передает дома коммерческим фирмам «Рога и копыта» на ответственное хранение. А фирмы заселяют эти дома мигрантами. Чиновники нам говорят, дескать, мы ничего не знаем, ведь по документам там никто не живет. Больше всего таких домов в Адмиралтейском и Невском районах. Но они есть по всему городу. И они используются для чьего-то обогащения. Будем работать над этой проблемой.

– С одной стороны, очень жалко этих несчастных, с другой – их образ жизни представляет угрозу для горожан! Например, водители маршруток отвечают за жизни тысяч людей!
– Вы знаете, в 2007 году я надзирал за расследованием страшного ДТП на Большой Пороховской, где столкнулись две маршрутки, погибли два человека, множество пассажиров были искалечены. Водитель из Средней Азии, который поехал на красный свет, утверждал, что горел зеленый. Я тогда не мог понять, как такое может быть. А недавно мы проверили общежитие на Моховой, 27, где живут сотрудники одной из крупнейших транспортных компаний города, причем живут в ужасных условиях, и мне стало понятно, почему они не различают цвета светофора, не замечают людей и машины. Водитель маршрутки, который каждый день перевозит сотни людей, спит 2–3 часа в сутки и сидит за рулем 18 часов каждый день. Живет он в антисанитарии, питается неизвестно как. При таком образе жизни человек просто не может быть здоровым и внимательным. Сейчас мы будем требовать через суд приостановки деятельности этого общежития на Моховой, чтобы людям создали нормальные условия жизни.
Не секрет, что подавляющее большинство водителей маршруток – выходцы из Средней Азии. На их родине человек, зарабатывающий 200 долларов, может считать себя богачем. А водитель маршрутки способен заработать 1000 долларов и прокормить половину деревни. Ради этого люди работают без выходных, а работодателя все устраивает.

– Так в чем же главная проблема? В коррупции, жадности коммерсантов?
– Совершенно очевидно, что беда в коррупции и проблемах нашего законодательства, которое способствует мздоимству. Если к ответственности за использование труда нелегалов будут привлекаться фирмы и платить предусмотренные законом штрафы, работодатель станет по-другому относиться к своему мигранту – будет дорожить им. А чтобы как-то отслеживать миграционные потоки, нужно ужесточить порядок перемещения иностранцев внутри страны. Речь не о том, что надо закрыть границы, выставить отсюда всех мигрантов и решить таким способом все проблемы. Мы уже жили в стране, где все было закрыто, и такой вариант теперь не подходит. Значит, надо придумывать способы и наводить порядок.
Беседовала Валерия Брагинская


тем временем…

Тюрьма лучше, чем депортация
Иностранцам, которые живут в России без регистрации, по закону полагается депортация. Их должны отправить на родину по решению суда. По правилам тем, у кого нет денег, государство покупает билет, их сажают на самолет под присмотром сотрудника УФМС и отправляют восвояси. Если из Петербурга нет прямых рейсов, гастарбайтера «нон грата» должны отвезти в Москву и проводить его оттуда. Этому предшествует целая дипломатическая эпопея – нужно, чтобы родное государство признало своего гражданина в человеке, затерявшемся на просторах России. В прошлом году из Петербурга были депортированы около 500 иностранцев, в этом таких уже более 700.
Судьбу пойманного нелегала решает суд. Если повезет, мигранту просто вручат постановление о депортации и объяснят, что ему положено в течение нескольких дней покинуть страну, иначе грозит тюрьма. Однако каждый пятый пойманный нелегал сразу отправляется за решетку. Люди, приехавшие в поисках счастья, попадают в мрачный изолятор ГУВД на Захарьевской, 6. Это учреждение называется Центр временного размещения иностранцев, а по сути это – тюрьма. Вместо предусмотренных ста человек в нем содержатся более 150. Тесные, душные, переполненные камеры, соответствующее питание, запах грязной одежды и немытого тела – вот что ждет людей, которые нарушили российские миграционные законы. И в таких условиях люди проводят месяцы, пока УФМС по дипломатическим каналам не соберет для них необходимые документы, а родственники не найдут деньги на билет домой. В Петербурге бюджетных средств на эти цели практически не выделяется.
Но при этом находятся люди, которые предпочитают российскую тюрьму родным хлопковым полям. Многие мигранты, попадающие сюда, знают, что больше года их держать взаперти не имеют права. И они готовы отсидеть за решеткой этот год, чтобы затем выйти на свободу и вернуться к прежнему образу жизни.
Впрочем, тесный изолятор на Захарьевской мало чем отличается от бытовок и заброшенных домов, в которых привыкли жить эти люди на свободе.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь