Спорт

«Зенит» будет в тройке призеров»

01 октября
Комментатор Первого канала Константин Выборнов долгое время оставался в тени своего более раскрученного коллеги Виктора Гусева. Но в последние годы ему доверяют все больше трансляций – его голос звучит как во время матчей чемпионата России, так и когда играет сборная страны. Вполне возможно, что именно Константин будет 10 октября комментировать отборочную встречу чемпионата мира Россия – Германия. В беседе же с корреспондентом «НВ» Выборнов рассказал о дружбе своего отца с Диего Марадоной, экстремальных репортажах и о том, почему перестал коллекционировать галстуки.

– Многие болельщики относятся к работе комментаторов весьма критично. Как реагируете на нелицеприятные выпады в свой адрес?
– Любой публичный человек ответит вам, что отзывы имеют важное значение. Но критика должна быть конструктивной. Одно дело, если человек сидит с пивом на диване и считает, что он самый умный и комментировал бы во много раз лучше того, кого слышит по телевизору. А после матча встает с дивана и выпускает в интернет всю грязь и хамство, которые у него накопились. При этом такой человек не способен задуматься, что сам он из себя в жизни представляет. Вот на такую критику у меня нет никакой реакции. Я понимаю, что это всегда было и будет, ничего не изменить. Можно лишь не замечать. Но есть те, кто объясняет, что именно им не нравится в твоей работе и почему. Подобные мнения в том же интернете я всегда читаю внимательно. Соглашаюсь или нет – другой вопрос, но точно прислушиваюсь.

– Как вы относитесь к шуткам и анекдотам про комментаторов?
– Мы и сами с коллегами не против похохмить. Может быть, далеко не все шутки смешны, но в любом случае человек, когда их придумывает, пытается сделать что-то оригинальное, выделиться из толпы. Это уже своего рода творчество, а я обеими руками за творчество в любом его проявлении.

– Какой ваш эфир можете назвать самым экстремальным?
– Несколько лет назад я комментировал игру сборной России, которой руководил тогда Валерий Газзаев, в швейцарском Базеле. Как и полагается, пришел на стадион часа за три до начала матча. Но из-за технических проблем попал в свое кресло только на последних аккордах гимна. И почему-то я сидел отдельно от ложи прессы, среди швейцарских болельщиков. Я не успел проверить всю технику. Поэтому пришлось вести матч следующим образом: в одной руке стационарный телефон, по которому я разговаривал с Москвой, в другой – сотовый телефон, по которому мне также отдавали определенные команды. Монитор был очень маленьким, так что видно было откровенно плохо. Но самое ужасное, что фанаты довольно скоро распознали во мне представителя России. Игра складывалась по-разному, голов много, итоговый счет 2:2. Болельщикам было весело, и они решили, что весело должно быть и мне. Сначала они миролюбиво предлагали мне пиво. А затем начали размахивать перед лицом кулаками. Знаете, смотреть на эти оскалившиеся от пива лица было не очень приятно.

– Базель – европейский город, а вы ведь проводили трансляции и из экзотичных мест.
– Да, особенно запомнился матч нашей сборной на Фарерских островах. Комментаторская кабина на местном стадионе находилась на стройке. Мимо то и дело провозили краску в банках. Сидели мы вообще на каких-то досках. Минут за пятнадцать до эфира нам чудесным образом удалось убедить хозяев провести телефонную линию. Но самое страшное, что окно нашего импровизированного рабочего места оказалось заколочено досками. Некоторые мы с коллегой по эфиру Андреем Головановым оторвали, но видно было все равно плохо. В итоге по очереди смотрели в небольшое пространство, потому как четыре глаза там не помещались.

– Не работа, а нервотрепка!
– Бывают и идеальные условия. Мне очень нравится работать в Германии. Хотя на чемпионате мира в 2006 году пришлось сложно, потому что было очень жарко. На одном из матчей солнце все девяносто минут било в окна комментаторских кабин. Мои коллеги раздевались до трусов и обливались холодной водой прямо по ходу репортажа. Иначе справиться с жарой невозможно.

– Как на Первом канале происходит распределение игр между комментаторами?
– Чаще всего собираемся всем коллективом вместе с руководством и решаем, кто какой матч ведет. Не скрою, бывают моменты, когда начальство волевым решением назначает кого-то на определенную игру, но чаще всего мы комментируем футбол по очереди.

– Есть ли у вас чувство соперничества с Виктором Гусевым?
– Соперничества нет. Я вообще всегда с удовольствием слушаю репортажи коллег. Уверен, никакая другая страна не может похвастаться таким числом комментаторов, способных не только описывать происходящее на поле, но еще и анализировать, и заводить публику.

– Правда ли, что вы собираете галстуки?
– Раньше собирал. Мне было интересно, до каких размеров может вырасти коллекция. Но потом мне это надоело, и сегодня я отношусь к галстукам лишь как к аксессуару. Еще увлекаюсь коллекционированием футбольных монет. Но их сейчас стало достаточно много, поэтому стараюсь подходить к покупке очень выборочно, останавливаюсь на редких экземплярах. А вообще среди моих сувениров самый памятный – футболка с автографом Диего Марадоны. Я ее получил, когда был мальчишкой. Мой отец – журналист-международник Юрий Выборнов – несколько лет работал в Италии и трижды брал интервью у легендарного аргентинца. У них даже сложились дружеские отношения. На второе свое интервью папа взял меня. Мне было всего 13 лет, но я живо интересовался футболом и прекрасно знал, к кому иду в гости. Диего вышел к нам навстречу довольный и счастливый. Помню, меня поразило, что он оказался ниже меня ростом. В тот день Марадона расписался для меня и на футболке, и на плакате. А я ему сказал, что в следующей игре его команда «Наполи» выиграет со счетом 3:0. Диего обрадовался прогнозу, пообещал, что, если так и будет, он мне подарит целый комплект формы. И ведь я угадал! Через три дня они выиграли 3:0. Правда, форму Марадона мне так и не подарил.

– Судя по всему, вы отличный прогнозист. Рискнете сказать, на каком месте завершит чемпионат России «Зенит»?
– На 99,9 процента уверен, что петербургская команда попадет в тройку призеров. А дальше предсказывать что-то совершенно невозможно. Вы же видите, что сейчас творится: всем казалось, что «Рубин» вновь станет чемпионом, а теперь появляются сомнения. «Спартак» подбирался к казанцам, но проваливается. На «Зените» вроде ставили крест, а он поднимается. Сегодня петербуржцы доукомплектовались, пришли Владимир Быстров и Матея Кежман, усилившие команду. И могу сказать, что по содержанию, по целостности игры «Зенит» на данный момент лучшая команда в премьер-лиге.

– Вы все-таки комментируете не слишком много, один-два раза в месяц. Чем занимаетесь в остальное время?
– Работа в эфире – лишь вершина айсберга. У меня есть телевизионный бизнес, я также занимаюсь преподаванием. К тому же есть проекты, которые совсем не связаны с телевидением. Словом, у меня весьма насыщенная жизнь.

Беседовала Елена Язева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно