Спорт

«У ученика Мишина нет шансов поехать на Игры»

29 октября
Татьяна Тарасова в нынешнем олимпийском сезоне выполняет роль тренера-консультанта многих российских и не только спортсменов. В частности, она помогает японской одиночнице Мао Асаде, ставила короткие и произвольные программы членам нашей национальной сборной. После завершения московского этапа серии Гран-при легендарная наставница объяснила в беседе с корреспондентом «НВ», почему ее устраивает такая работа, и рассказала об особенности тренировок фигуристов из Страны восходящего солнца.

– Перед нынешним сезоном вы поставили программы одиночникам – Сергею Воронову, Артему Бородулину и Алене Леоновой.
– Мне кажется, что таким образом я приношу больше пользы, чем если бы занималась с каким-то одним спортсменом. И я довольна ребятами, с ними приятно работать. Леонова все схватывает буквально на лету. Воронов с Бородулиным тоже производят хорошее впечатление своей самоотдачей на тренировках.

– С возвращением Евгения Плющенко у мужчин начнется серьезная борьба за вторую путевку в Ванкувер. На ваш взгляд, кто на нее может претендовать?
– К сожалению, у петербуржца Андрея Лутая, ученика Алексея Мишина, шансов поехать на Олимпиаду нет. Скорее всего, на Игры отправится либо Воронов, либо Бородулин. Но еще нужно посмотреть, как их программы будут оценивать судьи.

– А в то, что Плющенко выиграет золото Олимпиады, вы верите?
– А зачем, по-вашему, он вернулся на любительский лед? Только для того, чтобы побеждать! Женя уже сейчас превосходит своих соперников, а ведь это только начало сезона. Вообще, я слаба в прогнозах, но могу сказать одно – нашим ребятам в Канаде придется исключительно тяжело.

– Ваша японская ученица Мао Асада заняла второе место на этапе Гран-при в Париже, а в Москве стала лишь пятой.
– Я очень боялась подобного результата. После турнира в Париже у Мао было всего четыре дня отдыха. Я просила японскую федерацию дать нам другие этапы Гран-при, чтобы Асада не каталась два соревнования подряд. Но, к сожалению, нам не пошли навстречу. Кроме того, перед стартом серии Гран-при она выступила на соревнованиях в Японии. Это был обязательный турнир, который нельзя пропускать. Как итог – в Москве она сорвала прыжки, которые всегда исполняет на тренировках.

– Может быть, программы у Мао слишком сложные?
– Согласна, они не простые, но ни Асада, ни я не хотим их упрощать. Тем более что на тренировках она с ними справляется. Возможно, какие-то элементы поменяем местами, но прыжки убирать не станем. Мао очень сильная и талантливая спортсменка. Она умеет концентрироваться, много работает, и я верю, что у нас все получится.

– Не боитесь, что после неудачи Мао в Москве Федерация фигурного катания Японии будет настаивать на смене тренера?
– Меня не федерация приглашала, а спортсменка, да и не боюсь я потерять эту работу. Я уже пожилой человек, и постоянно стоять у бортика мне тяжело. Этот кусок хлеба, поверьте, дается тренеру с огромным трудом. Тренировать спортсменов, которые стремятся к высшим достижениям, – тяжелая и ответственная работа, которая осложняется еще и тем, что мы с Мао вынуждены общаться через переводчика.

– Вы с ней находитесь постоянно рядом?
– К сожалению, нет. Я скорее консультативный тренер. Либо она приезжает ко мне в Москву, либо я в Японию. Хотя не могу уезжать из России надолго. У меня сейчас очень сложная ситуация в семье, болеет сестра. Я предлагала Мао тренироваться у японского специалиста, для нее это было бы проще. Но она выбрала меня, и я служу ее таланту, потому что вижу в ней большой потенциал. Мне хочется дать девочке как можно больше.

– Сезон у фигуристов только начался, но, может, кто-то вас уже порадовал своей готовностью к олимпийскому году?
– Это ученики Олега Васильева, пара Мария Мухортова – Максим Траньков. Ребята блестяще выступили в Париже, впервые откатав обе программы уверенно, чисто, без ошибок. Видно, что прошедшим летом они проделали колоссальную работу. Нравятся Юко Кавагути с Александром Смирновым, которых тренирует Тамара Москвина. Я вообще очень люблю эту девочку, мне кажется, она заслуживает большего. Юко пошла на серьезные жертвы, чтобы попасть на Олимпиаду в Ванкувер.
Вы не представляете, что такое для японца потерять гражданство страны, в которой ты вырос. Но она настолько доверяет Тамаре Николаевне и так много проводит времени на льду, что это вызывает уважение. У японцев очень тонкая душа, они невероятно сильны в человеческом плане, работают на износ. Я смотрю на них и думаю: а надо ли соглашаться на подобные испытания? Может, не надо ставить перед собой слишком высокие цели? Может, нужно легче ко всему относиться? Японцам сложно переключиться с работы на отдых, но так не должно быть. Нужно все грамотно сочетать. Думаю, ошибки той же Асады связаны как раз с трудолюбием.

Беседовала Валентина Карелова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь