Спорт

Теннисистам здесь не место

30 октября
На проходящем в эти дни теннисном турнире St. Petersburg Open выступает лишь один петербургский игрок – Михаил Елгин, который, собственно, и известен только благодаря тому, что он единственный, кто представляет город на Неве. Гордиться Елгиным как игроком, к сожалению, не приходится. В женском теннисе у Петербурга дела немногим лучше. Светлана Кузнецова, безусловно, входит в число сильнейших в мире, но и она одна на весь город. В том, почему в огромном мегаполисе регулярно не появляются теннисисты высокого уровня, разобрался корреспондент «НВ».

В мировом женском теннисе тон сегодня задают россиянки, но называть это успехом отечественной школы не приходится. Нынешние заслуги наших соотечественников связаны прежде всего с тем, что родители отправили их в юном возрасте тренироваться на корты Испании, Америки, Франции. Так в свое время поступил и Александр Кузнецов, увидевший в своей дочери Светлане будущую звезду WTA. В родном Петербурге заниматься ей было негде, да и не с кем. Все существующие в городе корты принадлежат частным структурам, а их аренда стоит в среднем 2 тысячи рублей в час. При этом известно, что подрастающему игроку, чтобы по-настоящему совершенствовать свое мастерство, необходимо тренироваться как минимум по три часа в день. К тратам на корты нужно прибавить гонорары тренеру, спарринг-партнерам, покупку формы, ракеток и мячиков. В результате затраты на увлечение ребенка оказываются невероятно большими.
– Хорошо было бы построить центр, который имел бы бюджетную поддержку, чтобы там могли заниматься дети. И корты должны быть доступны всем, – говорит директор St. Petersburg Open Михаил Рыдник. – Например, организаторы US Open часть доходов от турнира направляют на развитие американского тенниса. У них есть система скидок, например, игроки, не достигшие 20 лет, платят за аренду корта 1 доллар в час. Вот чего не хватает нам.
При этом по мнению Рыдника, главная проблема питерского тенниса связана даже не с высокими ценами на тренировочный процесс, а с отсутствием хороших наставников, готовых работать на результат.
– Чтобы подготовить сильного спортсмена, тренер должен иметь мотивацию, буквально гореть на работе. Сильный наставник – сильный ученик. Но до тех пор, пока люди будут думать, что лучше зарабатывать неплохие деньги, просто подкидывая мячики, а не занимаясь поисками и воспитанием талантливого юноши или девушки, ничего не изменится. Здесь спортивная составляющая отходит на второй план. И потом не каждый тренер способен довести игрока до высшего уровня мастерства. Кто-то хорошо работает с новичками, кто-то с юниорами, и в данном случае необходима система, преемственность. Возможно, нам следует создать какой-то вариант бригадной тренерской работы.
В Петербурге, как, впрочем, и в других российских городах, нет и методической базы, основываясь на которую могли бы работать наставники. Капитан нашей национальной сборной Шамиль Тарпищев в разговоре с корреспондентом «НВ» заостряет внимание на том, что каждому возрасту ребенка должны соответствовать свои методы тренировок:
– Например, скорость движения на корте нужно развивать, когда ребенку 7–9 лет. Но важно четко контролировать это. Кому-то хватит и шести месяцев, чтобы заложить фундамент подготовки, а с кем-то следует заниматься и пару лет. Мастерство детского тренера в том и заключается, чтобы уловить этот момент. В свою очередь над выносливостью лучше работать, когда теннисисту уже 16 лет. Но, к сожалению, не все специалисты об этом знают. Немаловажную роль играет психологическая подготовка. Можно по пальцам сосчитать игроков, которые в сложных ситуациях способны играть лучше, чем обычно.
Конечно, многие бы хотели, чтобы когда-нибудь St. Petersburg Open выиграл местный воспитанник. Но при этом все признают, что на данный момент это просто невозможно.
– Я мечтаю, чтобы однажды кто-то из петербуржцев достойно выступил на нашем турнире. Но пока таких ребят не вижу, – сетует Михаил Рыдник. – По этой причине мы с прошлого года перестали даже проводить турнир сильнейших теннисистов города, победитель которого получал пропуск в основную сетку. Это была бессмысленная трата денег и времени. Победителя регионального турнира определяли лишь для того, чтобы он вылетел в первом же круге главного соревнования.

Валентина Карелова



компетентно


«Тренеры отвыкли работать на результат»
Игорь Джелепов занимает пост вице-президента Федерации тенниса Северо-Западного региона России. О том, с какими сложностями в работе приходится сталкиваться, и о проблемах петербургского тенниса он рассказал в беседе с корреспондентом «НВ».

– С одной стороны, теннисные корты в городе появляются, но игроков как не было, так и нет.
– Потому что появляются скорее не корты, а условия для обеспеченных людей, увлекающихся теннисом. На самом деле за последние десять лет в Петербурге было закрыто более 15 теннисных клубов. У нас нет ни одного муниципального или федерального стадиона. Например, и для пловцов, и для фигуристов построили академии, где детишки могут тренироваться за умеренную плату, а наставники получают зарплату от государства. Пусть она небольшая, но она есть. В итоге дети получают необходимые знания. В теннисе же все клубы частные, люди зависят от аренды и постоянно повышают цены. Они не рвачи, просто иначе не выжить. Хотя талантливые дети, безусловно, есть.

– Но у тренеров на них не хватает времени. Правильно?
– Допустим, у наставника появился способный мальчишка, из которого может вырасти высококлассный игрок. Чтобы начать с ребенком нормально работать, тренер должен носиться с выпученными глазами и искать спонсоров, которые проплатят ему аренду корта, или все занятия будут проходить за счет родителей. Затем нужно искать сильных спарринг-партнеров. При этом если девочки могут играть с мальчишками, то наоборот – бессмысленно, прогресса не будет. В итоге тренерам выгоднее просто давать платные уроки, они отвыкли работать на результат.

– Шамиль Тарпищев утверждает, что в России, в отличие, допустим, от Испании, проходит мало детских турниров.
– Соревнований и у нас море. Российский тур – это тысячи турниров в год. Другое дело, что за границей все дешевле по сравнению с нами, да и условия на порядок выше. Кроме того, в той же Испании погодные условия позволяют большую часть времени тренироваться на улице.

– Федерацию тенниса возглавляет губернатор Валентина Матвиенко. Казалось бы, условия для тренировок детей должны быть по определению.
– Она постоянно интересуется, что происходит в нашем спорте. Есть программа развития тенниса в Петербурге. Обещают в конце года открыть корты на проспекте Космонавтов, которые будут городскими. Возможно, с их появлением что-то изменится в лучшую сторону.

– А есть проблемы с набором детей?
– Сейчас много ребятишек приводят в секцию тенниса. Особенно когда наши игроки успешно выступают на крупных турнирах. Девочки хотят играть как Мария Шарапова, мальчики тоже находят себе кумиров. Родители же мечтают сделать из ребенка звезду, особенно читая о гонорарах ведущих игроков. Интересно, что раньше вы бы никогда не увидели на тренировках пап и мам, наставник занимался с ребенком один. Зато сегодня родители пытаются активно участвовать в тренировочном процессе.

– Что, наверное, только мешает?
– Безусловно, ведь они, как правило, ничего не смыслят в теннисе. Еще одна проблема заключается в том, что вокруг нашего спорта трется очень много случайных людей. Даже вы можете арендовать корт, надеть красивую форму, взять несколько ракеток, мячей и объявить себя тренером. Никакие сертификаты фактически не нужны. И часто получается, что ребенок тренируется у такого «специалиста», а когда родители понимают, что к чему, время упущено.

Беседовала Анна Ветрова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь