Культура
«Народным» разрешили остаться
06 ноября
Об уровне «Софита-2009» неоднократно вскользь говорили сами участники церемонии. Перед началом церемонии вручения в импровизированном спектакле (режиссер – Юрий Александров) «мадам» (травести), изображавшая ожившую статуэтку – символ премии, напутствовала:
– Усните на два часа, и пусть вам приснится, что есть театр, спектакли и роли, за которые можно награждать.
Эту интонацию продолжил один из ведущих, вручавших награды лауреатам, – Андрей Ургант, отрекомендовавшийся не больше не меньше как «представитель редкой партии актеров от Бога». Впрочем, большому кораблю – большое плавание: следующие десять минут актеру приходилось занимать публику практически в одиночку, так как по сложившейся традиции от Мариинского театра практически никто не пришел, а им предназначался целый ряд премий. Коллектив Валерия Гергиева получил в общей сложности в этом году шесть наград: «софиты» за лучшую женскую роль в музыкальном театре дали Анне Нетребко явно авансом в благодарность за скорое возвращение на сцену, а никак не за исполнение главной партии в опере «Лючия ди Ламмермур», за мужскую – Алексею Маркову (Роберт в спектакле «Иоланта»), за сценографию – Олегу Головко (опера «Тяжба» в спектакле «Гоголиада»), за костюмы – Марии Лукка (опера «Шпонька и его тетушка» в той же «Гоголиаде»). Специальные призы экспертного совета получили все трое режиссеров «Гоголиады» – за развитие интеллектуальных традиций в оперной режиссуре (Антон Коваленко, Алена Анохина, Максим Кальсин), а также маэстро Валерий Гергиев – «за возрождение ленинградских традиций – лаборатории современной оперы».
В паузах между награждениями на сцене вновь и вновь появлялся персонаж, то уверявший присутствовавших, что он «чайка» (на небезызвестную мелодию «Ямайка»), то изображавший бедного актера, которого «даже монтировщики сцены посылают за пивом», то – Лопахина, обещающего всех разогнать, покончить с «софитовщиной и хованщиной» и любезно разрешавшего: «Вы, народные, можете остаться!» (показывая в партер, где сидели Басилашвили и Калягин). Мораль его выступлений выводил бессменный ведущий церемонии Вадим Жук: «Театр нуждается в поддержке».
Что же касается театров драматических – там главные призы за мужскую и женскую роль ушли в Театр имени Ленсовета (Светлана Письмиченко в «Добром человеке из Сычуани» и Сергей Мигицко в «Ревизоре»). В остальном «всем сестрам по серьгам»: лучшим спектаклем на большой сцене стал «Даниэль Штайн, переводчик» Анджея Бубеня в Театре на Васильевском (исполнители ролей в этом же спектакле получили призы за лучший актерский ансамбль), спектаклем малой формы – «Квартирник. ХХвост – всему голова» Романа Смирнова в Театре на Литейном. Лучшей исполнительницей роли второго плана была признана Наталья Индейкина в балтдомовской «Лерке», лучшим художником – Александр Орлов (БДТ, «Месяц в деревне»). По одному призу получили балерина Ирина Перрен (Михайловский театр) и танцовщик Нуржан Кулыбаев (Театр балета им. Леонида Якобсона). В области театра кукол лидировал «Холстомер» Руслана Кудашова в Большом театре кукол. Он получил приз как «лучший спектакль», а исполнитель роли Холстомера Петр Васильев – «за лучшую роль в театре кукол».
Специальными премиями экспертного совета «за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» были награждены народные артисты России Галина Короткевич и Николай Мартон.
Что же касается ежегодно вручаемой в рамках «Софита» премии им. Г.А. Товстоногова, то ее получил художественный руководитель Тбилисского театра им. Шота Руставели народный артист СССР Роберт Стуруа.
– Сегодня, когда мы говорим о Стуруа, ясно, что это большой и знаменитый режиссер, – сказала Натела Товстоногова. – Георгий Александрович отметил его еще в студенческие годы, ему было ясно, что это яркий талант. Мы смотрели с ним спектакль «Кавказский меловой круг», он тогда расчувствовался и не мог из этого состояния выйти, мы долгое время это вспоминали. Мне сегодня очень радостно, что Роберт получает Гогину премию, который так его любил.
Церемония подходила к концу, на сцену из шкафа вновь вырвался «чайка» – Лопахин («Актер не может упустить возможность показаться публике!»), мальчик с сачком прогнусавил что-то о театре на мелодию песни «Крылатые качели». И все, как в начале «Трех сестер», стали фотографироваться.
Алина Циопа
– Усните на два часа, и пусть вам приснится, что есть театр, спектакли и роли, за которые можно награждать.
Эту интонацию продолжил один из ведущих, вручавших награды лауреатам, – Андрей Ургант, отрекомендовавшийся не больше не меньше как «представитель редкой партии актеров от Бога». Впрочем, большому кораблю – большое плавание: следующие десять минут актеру приходилось занимать публику практически в одиночку, так как по сложившейся традиции от Мариинского театра практически никто не пришел, а им предназначался целый ряд премий. Коллектив Валерия Гергиева получил в общей сложности в этом году шесть наград: «софиты» за лучшую женскую роль в музыкальном театре дали Анне Нетребко явно авансом в благодарность за скорое возвращение на сцену, а никак не за исполнение главной партии в опере «Лючия ди Ламмермур», за мужскую – Алексею Маркову (Роберт в спектакле «Иоланта»), за сценографию – Олегу Головко (опера «Тяжба» в спектакле «Гоголиада»), за костюмы – Марии Лукка (опера «Шпонька и его тетушка» в той же «Гоголиаде»). Специальные призы экспертного совета получили все трое режиссеров «Гоголиады» – за развитие интеллектуальных традиций в оперной режиссуре (Антон Коваленко, Алена Анохина, Максим Кальсин), а также маэстро Валерий Гергиев – «за возрождение ленинградских традиций – лаборатории современной оперы».
В паузах между награждениями на сцене вновь и вновь появлялся персонаж, то уверявший присутствовавших, что он «чайка» (на небезызвестную мелодию «Ямайка»), то изображавший бедного актера, которого «даже монтировщики сцены посылают за пивом», то – Лопахина, обещающего всех разогнать, покончить с «софитовщиной и хованщиной» и любезно разрешавшего: «Вы, народные, можете остаться!» (показывая в партер, где сидели Басилашвили и Калягин). Мораль его выступлений выводил бессменный ведущий церемонии Вадим Жук: «Театр нуждается в поддержке».
Что же касается театров драматических – там главные призы за мужскую и женскую роль ушли в Театр имени Ленсовета (Светлана Письмиченко в «Добром человеке из Сычуани» и Сергей Мигицко в «Ревизоре»). В остальном «всем сестрам по серьгам»: лучшим спектаклем на большой сцене стал «Даниэль Штайн, переводчик» Анджея Бубеня в Театре на Васильевском (исполнители ролей в этом же спектакле получили призы за лучший актерский ансамбль), спектаклем малой формы – «Квартирник. ХХвост – всему голова» Романа Смирнова в Театре на Литейном. Лучшей исполнительницей роли второго плана была признана Наталья Индейкина в балтдомовской «Лерке», лучшим художником – Александр Орлов (БДТ, «Месяц в деревне»). По одному призу получили балерина Ирина Перрен (Михайловский театр) и танцовщик Нуржан Кулыбаев (Театр балета им. Леонида Якобсона). В области театра кукол лидировал «Холстомер» Руслана Кудашова в Большом театре кукол. Он получил приз как «лучший спектакль», а исполнитель роли Холстомера Петр Васильев – «за лучшую роль в театре кукол».
Специальными премиями экспертного совета «за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» были награждены народные артисты России Галина Короткевич и Николай Мартон.
Что же касается ежегодно вручаемой в рамках «Софита» премии им. Г.А. Товстоногова, то ее получил художественный руководитель Тбилисского театра им. Шота Руставели народный артист СССР Роберт Стуруа.
– Сегодня, когда мы говорим о Стуруа, ясно, что это большой и знаменитый режиссер, – сказала Натела Товстоногова. – Георгий Александрович отметил его еще в студенческие годы, ему было ясно, что это яркий талант. Мы смотрели с ним спектакль «Кавказский меловой круг», он тогда расчувствовался и не мог из этого состояния выйти, мы долгое время это вспоминали. Мне сегодня очень радостно, что Роберт получает Гогину премию, который так его любил.
Церемония подходила к концу, на сцену из шкафа вновь вырвался «чайка» – Лопахин («Актер не может упустить возможность показаться публике!»), мальчик с сачком прогнусавил что-то о театре на мелодию песни «Крылатые качели». И все, как в начале «Трех сестер», стали фотографироваться.
Алина Циопа