«Дорогая Моховая – наш любимый старый дом…»
Яркая колонна с танцующими клоунами, флагами из полиэтилена, огромными надувными шарами и полыхающими факелами взяла старт на Моховой, пересекла Фонтанку, прошумела по Караванной и выскочила на Невский. Прохожие останавливались в удивлении: с чего вдруг шествие, да еще вечером? Оказывается, Академия театрального искусства – СПбГАТИ – таким образом начала праздновать свое 230-летие.
Когда на сцену Александринского театра, где собственно и отмечался юбилей, стали выходить преподаватели, которые пришли работать в Академию 35, 45, 50, 60 с лишним лет назад и до сих пор многие еще преподают, этой большой сцены стало маловато. Золотым периодом академии называют 1950–1980-е годы, когда из ее стен вышли Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Марина Неёлова, Ольга Волкова, Наталья Тенякова, Эммануил Виторган, Ирина Соколова, Леонид Мозговой, Елена Драпеко… Они были учениками Леонида Макарьева, Бориса Зона, Николая Акимова, Георгия Товстоногова, Рубена Агамирзяна, Игоря Владимирова… Нынешним педагогам академии Вениамину Фильштинскому и Исааку Штокбанту устроили овации и поднялись с мест не только студенты, но и ставшие прекрасными артистами и режиссерами их предшественники.
На экране – кадры популярной телепередачи «Встречи на Моховой». Больше 100 таких встреч провел ведущий – прекрасный петербургский актер Андрей Ургант. Трогательно говорит с экрана Нина Ургант, мать Андрея:
– Я не помню многих имен, не помню многих событий, но зато я помню всех своих педагогов в Театральном институте – это мои самые близкие люди.
Главное, что отмечали выступавшие в этот вечер выпускники, – то, что они прошли здесь серьезную академическую школу у маститых педагогов и те считали их равными себе, эта выучка помогает им держать уровень, где бы они ни оказывались – в театрах других городов, в кино, на телевидении.
Народный артист России, актер Александринского театра Сергей Паршин, выпускник академии 1973 года, а ныне член экзаменационной комиссии СПбГАТИ, поздоровавшись с самим собой, юным на экране, рассказал, что пришлось ему в свое время выдержать конкурс в 250 человек на место. А учили его прекрасные педагоги Ирина Мейерхольд – дочь Всеволода Мейерхольда и ее муж – Василий Меркурьев.
– В 17 лет я не думал, что буду подписывать дипломы нынешним выпускникам, – сказал Сергей Паршин. – Сегодня мы, выпускники 1970-х, повзрослели, даже постарели и обязаны давать дорогу молодым, которые, уверен, не менее талантливы, чем мы. На Моховой есть Учебный театр, мы видим, какой он живой, какая подлинная профессиональная жизнь в нем бурлит.
Юбилейный вечер на какое-то время превратился в искрометный театральный капустник, разыгранный Михаилом Боярским, Юрием Гальцевым, Максимом Леонидовым и Леонидом Лейкиным; блеснули эксцентричным музыкальным номером студенты курса Руслана Кудашова; порадовал зрителей своим необычным искусством стремительно набирающий популярность театр Hand made.
К сожалению, в этот удивительный вечер не было ни на сцене, ни в зале Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Ксении Раппопорт, Ивана Урганта, Анны Ковальчук, Елизаветы Боярской… Они актеры чрезвычайно востребованные и чрезвычайно занятые. У каждого, конечно же, была веская причина:
у кого – съемки, у кого – спектакль, у кого – гастроли… А все-таки, как пел Окуджава, жаль.
Правда, в эти дни чаще можно слышать другую песню, студенческую «Дорогая Моховая – наш любимый старый дом…» И не только в Петербурге.
прямая речь
Сергей Юрский, выпускник 1959 года:
– Наш курс вел Леонид Федорович Макарьев, я особо ему благодарен за его уроки, его учебные работы и репетиции. Пройдя прекрасную школу у моих педагогов в Ленинграде, я до сих пор уверен, что учить надо академично, и в понятие академической школы входит все то, что уже освоено человечеством, но не новинки – выучившиеся молодые актеры и режиссеры сами сделают новинки, сами найдут автора… На изысках мысли не надо учить. Учить надо на простом, чтобы люди стояли на своих ногах, не занимались кривляньем.
Марина Неёлова, выпускница 1969 года:
– Я всегда мечтала быть актрисой, грезила об аплодисментах, хотя никогда не ждала легкости на этом пути. Творческая профессия – это прежде всего ответственность, адский труд до седьмого пота.
После школы, преодолев конкурс в 100 человек на место, а также нежелание родителей – папа хотел, чтобы я занималась рисованием, мама видела меня балериной, – я поступила в ЛГИТМиК на курс очень известных питерских педагогов – Ирины Мейерхольд и Василия Меркурьева. Один из моих этюдов отметил Меркурьев в своем дневнике: «Ее биомеханическая ворона совсем как живая». Я не вспоминаю Меркурьева – я его всегда помню, люблю, я благодарна ему за все, что в нем было и чему он пытался научить нас. И горжусь тем, что с ним я сделала первый шаг на сцену.
Сергей Мигицко, выпускник 1974 года:
– Почему люди влюбляются друг в друга, неизвестно. Почему вдруг ты хочешь непременно стать артистом – непонятно. Какой-то щелчок, знак сверху – и ты следуешь этому знаку. Замечу, что приехал я сюда абсолютным придурком – ничего не знал, меня регулярно выгоняли с танца, пытаясь обратно отправить в мой родной город, ставили плохие оценки по политэкономии и другим наукам. Но все равно 24 часа в сутки я готов был проводить в мастерской – не оценки меня интересовали, я знал, что мне все равно не догнать круглую отличницу, одну на весь институт ленинскую стипендиатку Лару Луппиан. Я думал о том, как получить профессию, больше сыграть этюдов, наблюдений, отрывков.
Абсолютно убежден, что существует петербургская театральная школа, и она очень сильная. Я горжусь, что меня учил замечательный театральный мастер Игорь Петрович Владимиров. Это была очень интересная учеба. А когда меня невзначай касалась рука Георгия Александровича Товстоногова, который просто проходил по коридору, я вздрагивал и даже не мог произнести: «Здравствуйте!» – настолько преклонялся перед этой личностью.
Эмилия Спивак, выпускница 2003 года:
– Мне было поступать в академию нелегко, потому что я дочь известного петербургского театрального режиссера Семена Спивака. А вот учиться было замечательно – у меня были потрясающие педагоги, среди которых Владислав Борисович Пази. Это он пригласил Юрия Бутусова для постановки с нашим курсом «Старшего сына» на сцене Театра имени Ленсовета. Спектакль мы все обожаем до сих пор – там мы раскрылись как актеры.
В этом году мои однокурсники решили отмечать 10 лет набора. Пришли почти все, встреча показала, как мы сроднились друг с другом, как мы любим нашу профессию, наших педагогов, нашу академию. Думаю, наш вуз отличает особенная теплота и трепетное отношение учеников и учителей, общение и этика.