Экономика

Вместо золотого купола – «золотой» котлован

13 ноября
Сведения о скандалах и разборках на стройплощадке второй сцены стали столь же привычными и скучными, как сплетни о бесконечных проблемах семьи известной российской эстрадной певицы. Помните, как проходила торжественная презентация проекта архитектора Эрика Мосса? Изюминка проекта – «мятый» прозрачный купол. В городе его немедленно прозвали «мешки с мусором». От проекта тихо отказываются и проводят международный конкурс, победителем которого становится проект архитектора Доминика Перро. Его ноу-хау – многоэтажная подземная часть и опять-таки золотой купол неправильной формы.

Ради новой сцены сносится так называемый Латинский квартал, в том числе конструктивистское здание ДК имени Первой Пятилетки, историческое здание Литовского рынка. Но тут в проекте Перро обнаруживаются инженерные недостатки, которых набралось почти 400. Архитектора отстраняют от его же проекта. Проблема подготовки котлована оказывается столь же скандальной. Сначала государственный заказчик – Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации – поручает работу компании «Геореконструкция-Фундаментпроект». Ей нужно решить, как отрыть в водянистых грунтах яму так, чтобы не поплыли все окрестные здания. Компания строит так называемую стену в грунте. Работа кипит, но заказчик начинает подозревать, что конструкция недостаточно надежна. Контракт со скандалом разрывается. Работы поручают малоизвестной фирме «КБ Высотных и подземных сооружений», которая решает устроить еще одну стену в грунте. Шесть лет работ и споров – и до сих пор на месте второй сцены только недоделанный котлован.
Возникает вопрос, а какой будет наземная часть? От проекта Перро уже ничего не осталось. Ищут нового проектировщика, вернее, с подачи Министерства культуры все та же Северо-Западная дирекция объявляет тендер, который официально называется открытым, хотя большинство архитектурных мастерских Петербурга о нем в известность не поставили. Из девяти претендентов по формальным причинам (например, представлен неполный пакет документов) сразу отсеяли четырех. Из оставшихся выбрали, конечно же, «КБ Высотных и подземных сооружений». Однако данное КБ не архитектурная мастерская. Поэтому оно выступает в содружестве с канадским архитектурным бюро Diamond & Schmitt Architects – компанией, являющейся явным фаворитом руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Он неоднократно заявлял, что участие этой фирмы даст возможность возвести в Петербурге «оперу эконом-класса». И приводил в пример построенный канадскими архитекторами за 150 миллионов долларов театр в Торонто.
Однако этот дом оперы обошелся как минимум вчетверо дешевле того, что планируется возвести у нас. К тому же театр в Торонто, называемый архитектурными критиками «супермаркетом с открытыми витринами», вряд ли достоин служить примером для подражания при создании облика Мариинки-2. Удивление петербургских архитекторов вызвал и тот факт, что на конкурсе фигурировал не проект, а некое «архитектурно-строительное решение».
– Были просто предъявлены достаточно невразумительные картинки, – говорит руководитель архитектурной мастерской «Литейная часть – 91» Рафаэль Даянов.
Архитектор Александр Миров констатирует, что в тендерной документации, поданной по-
бедителями конкурса, было больше ошибок, чем в свое время у Перро.
– Кроме того, в представленной разработке, – утверждает он, – были ликвидированы интересные элементы, делавшие проект Перро незаурядным. Сняли купол, убрали парадную лестницу, атриум. Кроме фасада, который выглядит достаточно безликой коробкой, не в лучшую сторону изменен интерьер зрительного зала, уменьшилась его вместимость. Непонятно, из каких соображений спланировано слишком узкое фойе, зато выросла подземная часть театра.
Если проект Мосса называли «мешками с мусором», вариант Перро – «смятой фольгой», то предложение канадцев получило куда менее романтичное и более уважительное название – «супермаркет». Таков вот результат многолетней широко разрекламированной по всему миру кампании по возведению второй сцены знаменитого театра.
По части затрат вторая сцена тоже может стать рекордсменкой. Во сколько обошелся снос квартала исторических зданий, сейчас уже не установить. Архитектор Перро за свой принятый, но не реализованный проект получил отступные – 5,7 миллиона евро. Если изначально на возведение Мариинки-2 собирались направить из федерального бюджета 9,5 миллиарда рублей, то в 2009 году Счетная палата объявила, что по итогам экспертной проверки строительство может обойтись в 18 миллиардов. В пресловутый котлован уже вложено 8,3 миллиарда рублей. Правда, на само строительство ушло только два. Они были потрачены на подземную часть и установку конструкций на уровне 1,6 метра над землей. Еще 2,2 миллиарда рублей растрачены по туманной статье «подготовка и компенсации», 1,96 миллиарда пошли на покупку театрального оборудования, 1,3 миллиарда – на усиление грунтов.
Такими тратами уже заинтересовались ревизоры. Согласно заключению инспекторов Росфиннадзора обнаружен перерасход при устройстве стены в грунте, чем занималась Генеральная строительная корпорация. Вердикт, вынесенный государственными надзорными органами, немедленно вызвал цепную реакцию судебных разбирательств. Северо-Западная дирекция, которой судиться по поводу Мариинки-2 не впервой, подала иск в арбитражный суд на ревизоров, а ГСК – на своего субподрядчика – компанию «Космос-СПб», которая проводила подземные работы. Какие еще сюрпризы готовит нам бюджетная стройка?
Марина Володина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
100.68
0.461 (0.46%)
Курс Евро
106.08
0.267 (0.25%)
Погода
Сегодня,
22 ноября
пятница
+1
23 ноября
суббота
-1
24 ноября
воскресенье
+1