«Одни хотят стать звездами, другие – артистами»
В этом году исполняется 20 лет с момента появления в Петербурге группы «Летний сад», подарившей нашей эстраде популярную певицу Татьяну Буланову. Для многих меломанов эта дата стала неожиданностью, потому что обычно историю «Летнего сада» принято вести с международного фестиваля «Шлягер-91» в БКЗ, где ансамбль получил Гран-при. Однако певица в беседе с корреспондентом «НВ» подтвердила – первую песню группа «Летний сад» записала в декабре 1989 года.
–Эта история началась в 1989 году, когда я, учась в студии Мюзик-холла, познакомилась с Колей Тагриным (первый супруг Татьяны, продюсер, музыкант. – Прим. ред.), а потом уже с остальными музыкантами нашей будущей группы, – вспомнила Татьяна. – В декабре 1989-го мы записали первую песню. Как сейчас помню, идем из студии звукозаписи во Дворце молодежи, и кто-то из ребят говорит: «А давайте назовем группу «Летний сад». Мне тогда не очень понравилось название, ну да ладно… И вот уже двадцать лет позади. Сначала мы хотели отметить юбилей в декабре. Но декабрь – такой суетный месяц, не самое лучшее время для проектов и юбилеев. Скорее всего, отпразднуем в январе, причем совместим праздник с Татьяниным днем.
– Недавно отметил 25-летний юбилей другой ленинградский феномен – группа «Форум»…
– Я была у них в БКЗ в гостях, даже выступала там. Сделано все было очень хорошо, не чувствовалось, что прошло четверть века. Правда, мне бы хотелось услышать не кавер-версии, слегка примодненные, а те самые аранжировки, какие я услышала школьницей, в середине 1980-х… Что будет на нашем юбилее – даже не знаю. Может быть, сделаем видеоблок из старых фотографий, вспомним совсем ранние песни. Но вряд ли будем все снова собираться на сцене. У нас была группа, в которой упор делался на солистку и Колю Тагрина, он больше всех играл и все аранжировки делал. Мы же не рок-группа, где один за всех и все за одного. У электронной музыки свои законы. Потом Андрей Боголюбов, наш музыкант, написал песни «Не плачь!», «Как жаль», ставшие популярными.
– Со стороны казалось, что вы легко стартовали и понятие «творческие муки» не для вас…
– Муки были, и еще какие! Мы ведь начинали с нуля. Конечно, Коля Тагрин до этого немного поработал в «Форуме» и группе «Яблоко», а потом созрел до своего проекта, но мы все делали без спонсоров, на свои деньги. Первый наш альбом вышел комом (самая известная песня «О чем ты грустишь, девчонка», даже клип был снят), а второй (с «Не плачь») получился ударным. Эти альбомы записаны на студии Дворца молодежи, которая находилась в подтрибунном помещении концертного зала. Крохотная комнатка, в которой стоял пульт, сидели и музыканты, и звукорежиссер, а в углу стоял микрофон. Назывался он АКГ – шнуровой, инструментальный. То есть я записывала голос даже не в вокальный микрофон. Все сидели в наушниках, молчали. Мобильных телефонов тогда не было – красота, тишина. Когда я, надев наушники, начала петь, у меня было такое ощущение, будто в космос улетела. Очень необычное, прикольное ощущение – мне безумно понравилось.
Альбом мы записали и свели фактически за четыре дня. Потом мне говорили, что у кого-то на запись одной песни уходит столько же времени. У нас не было такой возможности. А песню «Не плачь» я вообще записывала с температурой 38. Я не могла стоять на ногах – сил не было. Сидя пела. Мне не очень понравилось, как я спела вокализ в финале. Когда пришла на сведение на следующий день, думала, что придется перепевать, но Коля сказал: «Все нормально, даже на «Пинк Флойд» похоже получилось…»
– Думали вы тогда, что «Не плачь» станет шлягером?
– Нет, конечно! Я вообще ни про одну из песен не могла сказать: «Вот это будет шлягер!» Только время все ставило на свои места. Годы пролетели, как песня. Вот «Форуму» – 25, а «Летнему саду» – 20. Не такая уж большая разница. Но когда «Форум» уже гремел, они для меня монстры были, гениальная группа, а мы – никто. Сейчас выясняется, что мы всего на пять лет моложе, а у меня такое ощущение, что они были всегда, а мы все еще молодая команда. И чем дальше, тем время летит быстрей…
– А когда распался «Летний сад»?
– Он не то чтобы распался, просто постепенно мое имя отделилось от группы. Произошло это в 1993–1994 годах, когда вышел альбом «Странные встречи». Музыка этого диска несколько выпадала из стилистики нашей группы, и было решено, что это будет сольный альбом Булановой. Параллельно вышел другой диск – «Летнего сада». Я никогда не хотела «отделиться», стать звездой, золотым голосом России. Мне очень нравилось работать в группе. Я вообще не большой любитель сцены, тем более огромных залов, дворцов спорта. А когда выхожу с группой, как-то легче переносится. И в то же время обожаю клубы, корпоративные вечеринки за то, что там демократичная атмосфера.
– Впервые слышу, что артист обожает корпоративы, там же подвыпившая, беспардонная публика!
– Знаете, ко мне нигде и никогда не относятся беспардонно. Иногда пытаются подкатить, но встретятся взглядом и отходят. Многие артисты считают, что с фанатами надо вести себя жестко, а меня это удивляет. Я своих поклонников уважаю.
– Ваш новый альбом романсов уже готов?
– Он записан, но, к сожалению, сейчас такое время, что не до романсов фирмам, выпускающим диски. После Нового года, надеюсь, он все-таки выйдет. Это альбом городских романсов и песен ХХ века. «Хризантемы», «Он уехал», «Гори, гори, моя звезда»… Мы все писали от души, некоторые свои записи я сейчас, год спустя после записи, даже слушаю с удовольствием, чего со мной давно не бывало. Там играют живые скрипка, гитара, рояль. Аранжировки Дмитрия Ковкова, играют филармонические музыканты. Мы не хотели делать стилизованный альбом, чтобы не выглядел анахронизмом, но и не был модным. По-моему, здорово получилось: в духе того времени, но воспринимается абсолютно современно.
– У меня такое ощущение, что золотые времена популярной музыки, когда она резонировала широко в массах, нынче уже прошли…
– Не согласна. Мне кажется, просто поменялись условия. Но по большому счету ничего не изменилось. Если человек талантлив, интересен, упорен, то он пробьется. Вот Ирина Аллегрова вообще раскрутилась через восемь лет после прихода на эстраду. Раньше говорили: «Тебя покажут один раз по «Утренней почте» – и уже узнают!» Но это совершенно разные вещи: узнать и полюбить. Ну крутят день и ночь клип какой-то девочки, которой спонсор проплатил эфиры, и все здорово. Но деньги кончились, а с ними и популярность заканчивается. Во все времена одни хотели стать звездами, другие – артистами. Если тебе удалось стать настоящим артистом, ты прошел через все испытания, будешь интересен зрителю не один сезон. А звезда зажигается и падает, гаснет…
– И все-таки сегодня по-настоящему популярны не эстрадные артисты, а футболисты. С этим, надеюсь, жена футболиста не будет спорить?
– Мне мама говорит: «Таня, как футбол стал популярен!» А я говорю: «Мама, футбол был популярен всегда. Просто мы были далеки от этого».
– Сколько вы уже вместе с Владиславом Радимовым?
– Официально – четыре года. А так – почти пять. Поначалу мне было сложно. Я привыкла, что мы с Колей Тагриным вместе круглосуточно, а с Владом – постоянно врозь. То он на сборах, то я на гастролях. Но человек ко всему привыкает, и я приняла такую модель отношений. Главное – найти разумный компромисс. Владу ведь тоже несладко приходится в тот же Новый год, когда у артистов самая горячая пора. Встретишь в полночь и помчишься на работу… Какому мужу это понравится? Но ничего, терпит мудро.
– Влад ведь год назад пережил очень болезненный для большого спортсмена момент ухода из футбола…
– Влад молодец, он справился с этим! Конечно, очень переживал, но не сломался. Надо знать Влада, чтобы понять, что для него футбол. Смысл жизни. Команда его поняла, и он остался в «Зените».
– Что поделывают два ваших сына?
– Младшему два года и восемь месяцев. Аккуратный, все у него на своих местах. Никогда ничего не ломает. Его страсть – машины. На даче есть электрическая машинка, на которой он лихо гоняет, причем рулит правильно и такие виражи закладывает! Старший учится в 11-м классе. Надеюсь, хорошо сдаст ЕГЭ и поступит в вуз. Недавно начал играть на электрогитаре. Сам принял это решение, да так увлекся! Иногда мы выступаем дуэтом, у нас есть несколько совместных песен.
– Для мамы такого взрослого сына вы прекрасно выглядите!
– Мне кажется, если человек за собой следит, то время можно повернуть вспять. Нужно стараться быть оптимистом, ко всему позитивно относиться. Не злиться, не нервничать… Очень важно не курить. От курения голос стареет, цвет кожи меняется, легкие сдают. Если певица за голосом не следит, он станет грубым, более низким. Я стараюсь, держу себя в руках. Сейчас я худее, чем была в двадцать лет.
– Ваши диеты описаны в журналах и книгах. Не трудно постоянно изнурять себя?
– Уже привыкла, это мой образ жизни. Главное – приучить себя меньше есть. Я где-то читала, что человека способны насытить 200 граммов любой пищи. В день! Все остальное, выходит, от лукавого. Диеты – это просто путь к ограничению. Я совершенно не представляю, как могла в себя залить кока-колу, соки из пакетов. Это же сплошной сахар с концентратами и консервантами. Между прочим, от сладкой жидкости быстрей полнеешь, чем от еды. Я испытываю удовольствие, когда пью чай или кефир.
звезда о звезде
Владислав Радимов: «Любуюсь супругой из зрительного зала»
В июле 2004 года Татьяна Буланова в рамках акции «Звезда с звездою говорит» взяла интервью у капитана петербургского «Зенита» Владислава Радимова. С того момента жизнь обоих изменилась, и в октябре 2005-го известный футболист и заслуженная артистка России стали супругами. В канун юбилея творческой деятельности Татьяны Булановой ее муж Владислав Радимов рассказал «НВ» о своей супруге.
– Я впервые услышал Татьяну Буланову и группу «Летний сад» в начале 1990-х. Кажется, у них тогда был концерт в петербургском СКК, и мне очень понравилась песня «Не плачь», она в то время гремела по всей стране: из каждого музыкального ларька, из каждого открытого окна. Так что не только мне, но и многим людям по душе творчество Татьяны. На мой взгляд, голос у нее уникальный. Мне так вообще нравится все то, что она делает и чем занимается. Но если она и спрашивает мое мнение о своем творчестве – не как профессионала, а как простого слушателя, – всегда отвечаю честно: понравилась – понравилась, не очень – значит, не очень.
Я точно знаю, что Татьяна никогда не будет заниматься какими-то закулисными делами, плести какие-то интриги, чтобы куда-то пробиться со своими выступлениями, куда-то попасть. Я уверен, всего, что у нее есть, она добилась только благодаря своему творчеству.
И еще я знаю, что после встречи с Татьяной моя жизнь изменилась в лучшую сторону. Мне стало комфортнее дома. Я знаю, что у меня есть женщина, которая меня понимает, любит и всегда ждет. Единственное, к чему невозможно привыкнуть, – подолгу находиться в разлуке. Это, конечно, очень мешает. Не только Новый год, но и другие памятные события часто не удается отпраздновать в семейном кругу. Но зато у меня в машине всегда есть диск Татьяны, и бывают такие моменты, когда хочется их послушать.
Когда наши с ней графики совпадают, она бывает на матчах «Зенита», а я всегда с удовольствием присутствую на ее выступлениях. Был на ее сольном концерте в БКЗ «Октябрьский» в Петербурге, да и на сольном концерте Татьяны в Кремле я тоже был. Однажды я был у нее на репетиции в «Октябрьском». Таня мне показала, как выглядит сцена, откуда она выходит. Я прошелся от ее гримерки до сцены и больше за кулисами ни разу не был. На концертах я любуюсь супругой исключительно из зрительного зала.
Беседовал Николай Дерягин
только факты
• Будущая звезда эстрады два года проучилась на вечернем отделении института культуры на библиотекаря-библиографа. А во время учебы параллельно работала в библиотеке Военно-морской академии. И только потом занялась карьерой певицы, пойдя учиться в школу-студию при Мюзик-холле.
• В отличие от многих звезд, у нее нет своего бизнеса. Певица считает, что любому делу нужно отдаваться полностью, а заканчивать артистическую карьеру пока не хочется. Хотя Татьяна признает, что в принципе могла бы придумывать сценические костюмы или делать визаж – когда-нибудь в будущем.
• По предложению Оксаны Робски Буланова написала книгу «Территория женщины» о радостях и горестях в жизни прекрасного пола. Сама певица относится к своему литературному труду не всерьез, называя его «дневник-баловство».
• Первой любовью Татьяны был актер Андрей Миронов – тогда ей было всего пять лет. Певица любит рассказывать, как, посмотрев фильмы с его участием – «Бриллиантовая рука» и «Достояние республики», – она буквально ночей не спала, хотела быть рядом с ним. Впрочем, «сердце красавицы склонно к измене» – первая любовь быстро улетучилась, и новость о смерти актера в 1987 году Татьяна восприняла уже как обычный советский зритель, уважавший его талант.
• Звезда в повседневной жизни предпочитает одеваться неброско, носит свой любимый пуховик, купленный чуть ли не 10 лет назад. Вообще, она весьма неприхотлива и помнит времена, когда в семье хватало денег на мясо только для кошки, а потому к нынешнему кризису относится спокойно.
• Певица обожает русскую баню. На даче у нее стоит печь с огромным котлом, которую надо топить пару часов. И на прошлый Новый год ее муж Владислав Радимов даже подарил Татьяне абонемент в Банный дом с разными саунами, банями и массажными кабинетами.
• В этом году Буланова записала видеоклип совместно с израильским DJ-дуэтом Noel Gitman. История разворачивается в глухой деревне: Татьяна просит научить ее крутить пластинки, и в сельпо разворачивается настоящая дискотека.