Жил-был художник один…
Власти города Пушкина решили снести под предлогом аварийности старинный дом, в котором находится дом-музей известного советского художника Владимира Бантикова. Полотна Бантикова продаются на мировых аукционах наравне с Айвазовским, Суриковым, Верещагиным, но чиновникам его имя ни о чем не говорит. Чтобы спасти музей, вдова мастера обратилась в арбитражный суд.
Маленький двухэтажный домик № 19 на Московской улице затерялся среди новых построек. Здание выглядит потрепанным: штукатурка с фасада обвалилась, от балкона остались одни металлические штыри. Узенькая дверь, на пороге мозаикой выложен год постройки дома – 1871-й. На первом этаже две мастерские и крохотная кухня: здесь работают художник Евгений Иванов и другие живописцы. Краски, холсты, творческий беспорядок. На второй этаж ведет узкая крутая каменная лестница. Здесь и начинается музей…
– В этих комнатах я ничего не трогала. Здесь за 20 лет ничего не изменилось, – рассказывает вдова художника Людмила Бантикова.
На стуле висит китель, в котором любил работать мастер. На столе лежит дневник с пожелтевшими страницами, аккуратными черными строчками. На стене – старинные иконы, подаренные кем-то из священнослужителей в благодарность за то, с каким искусством Бантиков реставрировал храмы. В соседней комнате – домашняя мастерская. Мольберт, недописанный портрет Ницше. Ваза с сухими цветами, которые Бантиков любил писать. Литографский станок. На стенах – черно-белые фотографии и разноцветные картины, написанные какими-то необыкновенными, сказочными красками: с полотен смотрят загадочные девушки, на холстах растут нездешние цветы.
– Его работы уникальны его красками. Они светящиеся, ультрамариновые. Он не пользовался готовыми, а делал их сам. Как – никто не знает, даже я, – рассказывает Людмила Васильевна.
Резную дверцу для шкафа с этюдами мастер вырезал сам. На кухне висит маленькая картина в раме – несколько сочных ягод клубники.
– Это он сделал для меня. Я просила его написать что-нибудь. Он спросил что. А я сказала, чтобы он нарисовал клубнику, которую я ему принесла. Я ушла на работу, а когда вернулась – эта картина уже висела здесь, – вспоминает Людмила Васильевна.
В комнатах музея царит особая атмосфера: это не только музей художника, но и музей советского быта. Здесь остановилось время, здесь еще 70-е. Разрушить этот маленький мир – преступление.
…Когда-то в этом доме кипела жизнь: здесь находилась огромная коммунальная квартира, в которой поселилась мать художника. Владимир Бантиков родился в 1944 году, и практически вся его жизнь была связана с этим старым домом. Художник умер в 1991-м от рака. Тогда его жена, искусствовед Людмила Бантикова, продала питерскую квартиру и создала музей. Договор аренды между городской администрацией и музеем заключен до 2016 года. Но почему-то районным властям потребовалось срочно снести дом
№ 19 по Московской улице: он находится в самом центре Пушкина, неподалеку от Гостиного двора и восстановленного Екатерининского собора.
– Аренду мы платим. Долгов у нас нет. Больше не за что ущипнуть, – рассказывает Людмила Бантикова. – Дом решили снести на основании заключения технической комиссии. Но комиссия в этот дом не приходила: ни я, ни художники из мастерской дверь не открывали, иначе попасть в дом нельзя. Мы обратились в уважаемую организацию «ЛенжилНИИпроект», которая провела собственную экспертизу. Специалисты вскрыли полы, провели детальное обследование – и не подтвердили, что дом находится в аварийном состоянии. Но экспертизу администрация игнорирует.
Конечно, старый дом нуждается в ремонте. Людмила Бантикова своими силами потихоньку приводит его в порядок.
– Мы даже нашли инвестора – издательский дом «Русский мир», который готов был вложить деньги в ремонт. Однако администрация ему отказала, – добавляет вдова.
Людмиле Бантиковой не осталось ничего другого, как оспорить решение межведомственной комиссии (МВК), которая приняла решение о сносе, через арбитражный суд. Заседание состоится после 20 декабря. Между тем дом № 19 могут включить в реестр памятников регионального значения. Сейчас ООО «Студия архитектуры и дизайна профессора Горюнова «Арт Деко» по заданию КГИОП проводит историко-культурную экспертизу здания.
– Дом имеет признаки культурного наследия. Архитектурная ценность заключается в элементах интерьера – старинной керамической печи и в закладной мозаике на пороге. А культурная ценность связана с деятельностью художника Бантикова, и это для нас более важно, – объясняет эксперт Александр Сильнов. – Бантиков – великолепный мастер духовной живописи, пейзажа и натюрморта. Большую художественную ценность его полотен подтвердила экспертиза специалистов Русского музея.