Общество

«Многих «Смена» вывела в люди»

18 декабря

О своей работе в газете рассказывают главные редакторы «Смены» разных лет

Алла Белякова, главный редактор в 1966–1973 годах:
– На мою редакторскую долю досталось золотое время. Страна была на подъеме, мы в газете жили мыслями о будущем. «Смена» была истинным пропагандистом этого будущего. Тогда многое было впервые. Первый Дворец бракосочетания, появление которого мы всячески поддерживали. Впервые девушки стали носить брюки, а мы отстаивали новую моду. Помню, пригласили на устный выпуск «Смены» в ДК им. Кирова известную балерину Татьяну Михайловну Вечеслову, и ей задан был вопрос: «Как вы относитесь к брюкам?» Вечеслова вышла из-за стола президиума в элегантном брючном костюме – и это был ответ.

Боролась «Смена» и за молодых художников. В те годы существовала система: чтобы вступить в Союз художников, надо было иметь персональные выставки, а чтобы устроить выставку, надо быть членом союза. Заколдованный круг. А у нас в «Смене» был большой зал – и мы там как раз и устраивали выставки молодых художников. После чего они могли подать заявление для вступления в союз. А сколько молодежных конкурсов проводилось! «Весенний ключ», к примеру, и мы писали о юной его участнице Таисии Калинченко. Теперь она маститая актриса. Многих «Смена» вывела в люди.

Геннадий Селезнев, главный редактор в 1980–1985 годах:
Мне в наследство досталась хорошая газета. Тираж был потрясающий – 250 тысяч экземпляров! «Московский комсомолец» при этом имел всего лишь 110 тысяч. Феномен объяснялся не только бешеной популярностью «Смены», но и отсутствием конкурирующих изданий, как это было в Москве. «Смена» была тогда и молодежной, и городской газетой общественно-политического звучания. Привлекали интерес читателей острой точкой зрения на разные события. «Сменовцы» не боялись написать вразрез «Ленинградской правде» совершенно противоположный отзыв о спектакле или о художественной выставке. Мы давали трибуну писателям, особенно детским, понимая, что юное поколение надо воспитывать.

Бешено популярным был клуб «Ровесник», где ребята могли высказываться на волнующие их темы. Корреспонденты в газете были смелые и даже хулиганистые и могли подтрунивать над редактором и воспитывать его, то есть меня.

Например, была поучительная история с диваном, который я хотел непременно вынести из редакции вон, так как считал его предметом, способствующим развращению молодых сотрудников. Но ведь устроили так, что мебельная фабрика подарила «Смене» новый диван. Что я мог поделать! Но вот на том старом диване меня и подловил фотокор Павел Маркин… с беломориной! Я просил Павла не снимать меня с папиросой, так он все-таки улучил момент и щелкнул. Теперь этот снимок прошел по всем его выставкам, остается признать – действительно ведь удачный.
Тогда были популярны встречи с читателями – не было ни одних выходных, чтобы журналисты «Смены» не отправились куда-то в сельский клуб, библиотеку, ДК. Наш читатель был нашим барометром, по которому мы сверяли время, настроение в обществе. Не уверен, что сегодня удастся сохранить газету как молодежное издание. Сегодняшние юноши и девушки с головой окунаются в интернет – вот там их головы и мозги и надо ловить, ведь время движется вперед, и новые технологии побеждают.

Галина Леонтьева, главный редактор в 1990–1992 годах:
– В «Смене» я прожила страшно прекрасные 90-е годы. Тогда у главного редактора, то есть у меня, была единственная прерогатива – решение кадровых вопросов. И я приняла много талантливых людей. С того времени газета стала рупором демократии в городе. Мы делали газету для тех, кто не хотел цензуры, неважно, сколько им было лет – 20 или 60. Тираж тогда был 350 тысяч! Редактор «Ленинградской правды» Кузин пожимал мне руку – он проиграл в гонке за тираж. Нас читали потому, что мы были отчаянно смелыми. Сережа Балуев первым в Советском Союзе покритиковал Горбачева. На наших страницах впервые в отечественной журналистике вышла критическая статья про КГБ.

Говорят, мы ничего не боялись. Это неправда, я очень боялась потерять свою работу – потому что ничего в этой жизни, кроме как писать и выращивать розы, не умею. Я же не знала, что наступит 91-й год и все в стране перевернется. Это было упоение свободой, но это была и борьба – при бешеной популярности, при огромном тираже и куче денег (от рекламы отказывались, потому что она могла заполонить всю газету) мы испытывали огромные трудности в издании газеты.

Комбинат в Кондопоге отказывал нам в поставке бумаги. Чего мы только тогда не делали! Парень у нас кладовщице картошку копал, лишь бы получить доступ к бумаге. И в «Часе пик» одалживали. И голодовку пережили – когда воевали за независимость газеты и никто из чиновников не брал у нас пакет с документами. В городе были табачные бунты, но жители несли нам сигареты и воду. Нас хотели, нас любили, нам помогали люди. Разве можно забыть это время?

Олег Засорин, главный редактор с 2002 года по нынешнее время:

– У каждого были сложные и счастливые времена в «Смене». Сейчас главная проблема – апатия общества. В прежние годы читатели горели какими-то общественно значимыми проблемами, а теперь огромному количеству людей пресса не нужна. Вообще ничего не нужно, честно говоря. Нам не верят. Наверное, это самая большая проблема. Другая проблема – страх, который связан с вышестоящими органами. И чиновники сегодня уже не те – прежние были умнее и интеллигентнее. Но еще страшнее то, что появились механизмы, которые заставляют журналиста бояться говорить правду, – судебные процессы. За время моего редакторства в «Смене» мы выдержали 36 процессов! В большинстве случаев мы были правы и процессы выиграли. Но это лотерея. Мы не всегда защищены.

Сегодня тираж «Смены» чуть больше 10 тысяч – ниже падать неприлично. И я думаю, что не уйти нам от создания интернет-издания. Наверное, есть смысл и в том, чтобы «Смену» сделать опять молодежным изданием – для умной, думающей молодежи, которая хочет и может говорить на самые сложные и нужные для нее темы – карьера, работа, любовь, дружба.

Записала Елена Добрякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь