«Корабли XIX века под ногами не валяются»?
Минувшей осенью на берег Ладоги в Олонецком районе Республики Карелия штормом вынесло остов старинного судна. Ученые сразу признали: находка удивительная и ее необходимо тщательно изучить и сохранить. Однако прошло уже около двух месяцев, а оно до сих пор так и остается лежать на пляже в устье реки Олонка.
Периодически сюда наезжают ученые, но чаще прослышавшие о находке туристы, которые понемногу растаскивают судно по кусочкам. Уже в первые дни кто-то оприходовал обломок мачты и якорь. Если так пойдет дальше, то к тому моменту, когда местные и республиканские власти решат, что же делать с судном, сохранять уже, вполне вероятно, будет нечего. Наступившие морозы для старинного корабля пусть временное, но спасение: его части накрепко вмерзли в песок, так что выломать очередной сувенир будет непросто. К тому же холода замедляют разрушение много лет пролежавшего в воде дерева. А вот ажиотаж, поднятый вокруг судна, на пользу ему явно не пошел.
– Даже по ночам приезжают автомобили с номерными знаками других регионов, – говорит директор Карельского государственного краеведческого музея Михаил Гольденберг.
Впрочем, журналистов понять можно, ведь поначалу сами ученые поспешили заявить, что судно может относиться к Петровской эпохе. Поскольку сохранившиеся корабли того времени можно буквально пересчитать по пальцам, находка могла бы стать настоящей сенсацией. Но этого не случилось. Предположение о том, что корабль построен так давно, некоторые специалисты опровергли сразу же. Например, участники экспедиции, организованной обществом «Память Балтики» в Санкт-Петербурге, побывав в Нурмойле, пришли к выводу, что судну не более ста лет.
На днях эту версию подтвердили сотрудники кафедры географии Карельской государственной педагогической академии. Как рассказал ректор академии кандидат географических наук Сергей Гриппа, ученые исследовали несколько фрагментов судна – кернов (тонких деревянных стержней, добытых с помощью специального бурава), а также двух спилов. Сотрудники кафедры провели измерение годичных колец дерева и с помощью специальных компьютерных статистических программ вычислили, что деревья, из которых построен корабль, были спилены не ранее 1874 года. Если прибавить время, необходимое для высушивания древесины перед постройкой судна, то надо накинуть еще несколько лет.
– Таким образом, по нашим данным, корабль был построен во второй половине 70-х годов XIX века, – пояснил Сергей Гриппа. По его словам, косвенное подтверждение этому найдено и в историко-географической литературе.
Как бы то ни было, по мнению Михаила Гольденберга, находка является настоящим подарком как для научного и культурного сообщества, так и для туристов. Или, как выразился другой представитель ученого сообщества, «корабли XIX века у нас тоже на каждом шагу под ногами не валяются». Хотя на сей раз верно, видимо, обратное: к сожалению, именно валяются… Ученые, для того чтобы уберечь находку, предлагают установить пост охраны. В Олонце же пока что создали оргкомитет по сохранению судна, в который вошли и представители правоохранительных органов.
Республиканские власти, по словам Михаила Гольденберга, тоже в курсе проблемы. Разработан план мероприятий по консервации корабля и дальнейшей музеефикации. Главное, чтобы только планом на бумаге дело не ограничилось, ведь весной, в новый сезон штормов, Ладога вполне может забрать подарок назад.
прямая речь
Михаил Гольденберг, директор Карельского государственного краеведческого музея:
– Полагаю, музеефикация судна должна проводиться Олонецким национальным музеем карелов-ливвиков. Я не сторонник транспортировки корабля в карельскую столицу. Петрозаводск – это не вся Карелия, в районах республики также есть замечательные краеведческие музеи. Среди них Олонецкий музей – один из самых привлекательных для гостей республики, к тому же он готовится отметить юбилей. Конечно, мы окажем нашим коллегам всю необходимую методическую помощь в музеефикации находки и подготовки ее к показу туристам.
версии
Она могла перевозить мрамор для дворцов Петербурга
Судно имеет в ширину примерно 8 метров, длина его, по предварительным оценкам, более 30 метров. По своему типу оно относится к барже, предназначенной для перевозки крупногабаритных грузов. Насчет того, для чего именно использовался корабль, у ученых есть несколько версий.
Например, часть специалистов полагают, что баржа могла перевозить каменные блоки, в том числе мраморные глыбы из карьеров в Рускеале, для возведения особняков и дворцов в Санкт-Петербурге, где в те годы как раз шло интенсивное строительство, и потерпела крушение во время шторма, на которые всегда была богата неспокойная Ладога.
Впрочем, на борту корабля мог находиться и другой груз: продукция железоделательных заводов Карелии, лесоматериалы и даже сено: фураж в северной столице в те времена требовался в большом количестве. Всего, по данным ученых, вдоль восточного побережья Ладоги во второй половине XIX века ходило около 11 подобных барж.
тем временем в калининграде…
Открылась выставка античных украшений
Сегодня в Калининградском областном историко-художественном музее состоится презентация уникального клада VI–IV веков до нашей эры.
– Будет представлено 12 предметов из бронзы: разнообразные браслеты, три шейные гривны и булавка со спиралевидным навершием, – сообщил корреспонденту «НВ» замдиректора музея Анатолий Валуев. – Все предметы – местного и скандинавского происхождения, были обнаружены в лесу недалеко от Балтийска.
По утверждению ученых, подобные артефакты на территории Восточной Балтии довольно редки. И это первая подобная находка в послевоенной археологии Калининградской области, к сожалению обнаруженная не специалистами, а «черными копателями» и спасенная лишь благодаря усилиям археологов западной губернии.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии