«У нас и не такое бывает»
В конце октября в парадной дома № 10 по одной из Советских улиц на глазах родственников и соседей одетые в штатское сотрудники местного отдела милиции зверски избили дочь председателя ТСЖ Светлану Ермолицкую, заковали ее в наручники и полуголую отвезли на допрос к следователю («НВ» 27 октября подробно писало об этой истории в статье «Я думала, что на нас напали бандиты»). Сразу же после случившегося Ермолицкая обратилась с заявлениями в ГУВД и прокуратуру Центрального района, надеясь, что руководство правоохранительных органов даст беспристрастную оценку действиям стражей правопорядка.
Напомним, что поводом к силовому приводу петербурженки стал рапорт оперуполномоченного Шуваловой, датированный началом сентября, в котором та утверждала, что Ермолицкая якобы ее оскорбила и нанесла тяжкие телесные повреждения. Как нам удалось выяснить, участковый уполномоченный Шувалова не имеет к дому, где проживают Ермолицкие, ни малейшего отношения – ее участок находится на другой Советской улице. Но инцидент действительно был.
– В конце августа, когда в подвальных помещениях нашего дома шла установка дверей, – рассказывает Светлана Ермолицкая, – неожиданно появилась какая-то дама в милицейской форме. Не представившись, она с ходу потребовала предъявить ей смету на проведение работ, а потом схватила мою мать за куртку и стала орать: «Да я тебя сейчас в психушку упеку!» Мы вырвались и юркнули в парадную. А рассвирепевшая милиционерша еще несколько минут продолжала ломиться в наши двери.
Как Светлана Ермолицкая сумела причинить сотруднику милиции тяжкие повреждения – непонятно. Как непонятно и то, почему участковый уполномоченный вдруг проявил такую заинтересованность ходом хозяйственных работ в ТСЖ. Ведь служебные задачи участкового совершенно другие, да и участок чужой.
Тем не менее сотруднику милиции поверили на слово, и рапорт был направлен по инстанциям. Вскоре он попал к следователю Следственного отдела Центрального района при прокуратуре Петербурга Светлане Пыхтеевой. Что происходило дальше – тайна, покрытая для Ермолицких мраком. До сих пор никто не может точно сказать, направлялись ли в адрес Светланы Ермолицкой повестки с требованием явиться на допрос. И кто отдал операм поручение на силовой привод подозреваемой в следственный отдел?
Похоже, этого не ведает даже прокуратура. Спустя три недели после избиения Светлана получила ответ на свое заявление за подписью заместителя прокурора Центрального района Олега Попова: «Материал проверки по факту конфликта между Вами и оперуполномоченным отдела был зарегистрирован 08.09.2009… 18.09.2009 старшим следователем СО по Центральному району Пыхтеевой С.Ю. по указанному материалу вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела…» Казалось бы, вот он – ответ на все вопросы: следователь дело прекратил. А какой может быть привод по прекращенному делу?
Но вскоре из той же прокуратуры Центрального района пришел новый ответ, уже за подписью другого заместителя прокурора, Ирины Поповой. Этот ответ переворачивал ситуацию с ног на голову: «В ходе проведения проверки по материалу 15.09.2009 следователем СО Пыхтеевой направлено поручение в УВД Центрального района о необходимости доставления Ермолицкой С.В. для дачи объяснений по существу проводимой проверки, в связи с чем последняя и была доставлена в следственный отдел 22.10.2009…»
Кому из заместителей прокурора верить, непонятно. Знает ли об этих противоречиях прокурор Центрального района? Или такие мелочи его не интересуют? Но кто же тогда должен надзирать за тем, как у нас исполняются законы?
– Со мной в прокуратуре никто не хочет разговаривать, – рассказывает Светлана Ермолицкая. – В начале ноября мы с адвокатом с трудом попали на прием к следователю, которая должна была провести проверку нашего заявления. Но следователь в резкой форме заявила нам, что у нее нет времени и что все материалы моего дела, в том числе заявление о противоправных действиях сотрудников милиции, переданы… следователю Пыхтеевой. Я была просто в шоке!
Известие действительно было шокирующим: ведь проверку поручили тому самому следователю, который отдал приказ милиционерам доставить ее на допрос. Правда, вскоре выяснилось, что материалов дела нет и у нее, и где они – никто не знает.
Тем временем отца Светланы вызвали в Управление собственной безопасности при ГУВД Санкт-Петербурга.
– Со мной беседовала сотрудница, у которой на лице не было никаких эмоций, – говорит Владимир Ермолицкий. – В вашей ситуации нет ничего необычного, заявила мне она, у нас и не такое бывает: десятки задержанных на допросы привозят в чем мать родила. И ничего, никто не жалуется. Но мы вам обещаем, что с сотрудниками отдела разберемся, и если они виноваты, обязательно накажем, а вот со следователем, отдавшим им поручение доставить на допрос вашу дочь, пусть разбирается прокуратура.
Вскоре после визита отца Светланы в УСБ Ермолицким позвонил начальник отдела милиции.
– Он потребовал, чтобы моя мама срочно пришла к нему в отдел для беседы, – рассказывает Светлана Ермолицкая. – Но мама себя очень плохо чувствовала и отказалась. И тогда он заявил: если не придете, ваше дело будет сдано в архив.
По словам Светланы, начальник отдела был явно не в духе. Как вскоре выяснилось, настроение ему испортили подчиненные. 9 сентября этого года двое участковых уполномоченных задержали двух предпринимателей, заковали их в наручники и доставили в служебный кабинет, расположенный в здании местного РУВД. Там к ним присоединился бывший опер, а ныне директор охранного предприятия. Стражи порядка зверски избили задержанных и стали вымогать 25 миллионов рублей. Когда же выяснилось, что таких денег у бизнесменов не оказалось, опера вынудили их отдать иномарки – «тойоту» и «хендай», а заодно прикарманили всю наличность и банковские карты. Пленники провели в милицейских застенках несколько суток, а когда оказались на свободе, бросились в УСБ и прокуратуру. Оборотней взяли под стражу, правда, сделали это только спустя два месяца после обращения потерпевших.
Их начальник и вовсе отделался легким испугом. Но за своих подчиненных он стоит горой. В разговоре с корреспондентом «НВ» по поводу инцидента на Советской начальник отдела сразу же встал на сторону избивших Светлану Ермолицкую оперов:
– Мои сотрудники осуществили привод Ермолицкой по поручению следователя. При этом один из них получил тяжкие повреждения и обратился за медицинской помощью. Я думаю, что он, как и участковый оперуполномоченный Шувалова, обратится с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
Жильцы дома на Советской улице считают, что задержание Ермолицкой было акцией устрашения. Уже несколько лет дом живет словно в милицейской осаде. Стражи правопорядка долгое время «крышевали» расположенный в доме бордель, а потом стали испытывать повышенный интерес к внутреннему дворику дома, где расположен гараж одного из оперуполномоченных.
– Я думаю, что ни к какому следователю на допрос меня тогда везти не собирались, – считает Светлана Ермолицкая, – Они действовали как обыкновенные бандиты. Скорее всего, меня отвезли бы, как тех двух бизнесменов, в отделение, избили и запугали. Но в подъезде было слишком много свидетелей, и это спутало все их карты…
Возможно, Ермолицкая права. В городской прокуратуре корреспонденту «НВ» сообщили: «Ввиду сложности дела проверка материалов по нему продлена еще на месяц».