«Вера в науку или вера без науки?»
Спустя год после официальной реабилитации семьи Романовых глава Российского императорского дома Мария Владимировна Романова через суд добивается у Генпрокуратуры России пересмотра результатов расследования и требует, чтобы ее допустили до материалов дела. Она не признает подлинности царских останков, захороненных в Петербурге. Сложившуюся ситуацию комментирует один из авторов церемонии захоронения останков императора Николая II и членов его семьи, представитель Объединения членов рода Романовых в России Иван АРЦИШЕВСКИЙ.
– Иван Сергеевич, для чего Марии Владимировне понадобилось возобновлять расследование, которое длилось 16 лет, и почему другие Романовы выступают против этой затеи?
– Объединение рода Романовых – это около 100 человек, четыре ветви семьи, идущие от Николая I. Главой является правнук по прямой линии императора Николая I – Николай Романович Романов. Титулуется «князь Романов». А так называемый Российский императорский дом состоит из трех лиц: главы дома Марии Владимировны, а также ее сына Георгия Михайловича и ее матери Леониды Георгиевны. Обе они приписывают себе статус великих княгинь, а Георгия называют «наследником российского престола». Якобы после гибели Николая II именно эта ветвь потомков Александра II получила право стать во главе династии. Но дело в том, что браки всех ныне живущих Романовых морганатические и никто не имеет права на престол. Ведь Леонида Георгиевна состояла в первом браке с американцем Кирби, от этого брака есть дочь Елена – старшая сводная сестра Марии Владимировны. А Георгий Михайлович, единственный сын принца Франца-Вильгельма Прусского и княгини Марии Владимировны, является членом династии Гогенцоллернов и никакого отношения к Романовым не имеет. Никто ведь не отменял принцип, принятый во всех европейских домах, – фамилия присваивается по отцу. Тем не менее с 1991 года Георгий повсюду представлял себя в качестве «Великого князя Георгия Михайловича Романова», а Мария Владимировна щедро раздавала дворянские титулы и несуществующие награды, в том числе руководителям российских федеральных структур. И что не менее удивительно, награды эти благоговейно принимались.
– Получается, Россия введена в заблуждение?
– Это нас беспокоит больше всего. Есть попытка воспользоваться незнанием и, естественно, нежеланием любого нормального человека листать королевские справочники и разбираться в императорском законодательстве. Если вам написали письмо, что к вам едет императрица, вы что, будете ее проверять? К сожалению, введены в заблуждение очень многие руководители городов и областей нашей страны. Очень странную, на наш взгляд, позицию занимал и патриарх Алексий, получивший, видимо, не совсем точную информацию. Странно было слышать, как он обращался к Марии Владимировне – «Ваше императорское высочество».
– У патриарха Кирилла такая же позиция?
– Думаю, ему по наследству досталась вся эта ситуация. Когда мы хоронили останки императора Николая II, семья не сомневалась в их подлинности. Абсолютно! Дмитрий Романович, по поручению семьи, ездил в Екатеринбург, встречался с Эдуардом Росселем, а потом на самолете сопровождал останки в Петербург. В Петербурге тот рейс встречала вся семья. А Мария Владимировна с Леонидой Георгиевной и Георгием находились в это время в Москве и молились вместе с патриархом. Они, как и руководство Русской православной церкви, утверждали: нет достаточных доказательств, что это останки семьи императора Николая II.
– А как же результаты научных исследований?
– Патриарх был поставлен в очень неловкое положение. Зарубежная церковь Николая II канонизировала еще в 1980 году. А Московский патриархат тогда этого еще не сделал, и патриарх в общем-то не мог хоронить убиенного царя как святого, потому и не поехал в Петербург. Но вместо того, чтобы попытаться хоть как-то смягчить ситуацию, ему пришлось отрицать результаты научных исследований. Однако наука устроена так, что в ней нет понятия «вера», а есть научные данные и научные же доказательства.
– Что же, членов царской семьи даже не отпевали?
– Их отпевали, но как простых смертных.
– А что с недавно найденными останками Алексея и Марии. Когда они будут захоронены?
– Эти останки изучали российские и иностранные ученые. Исследования показали, что эти останки принадлежат царской семье, захороненной в Екатерининском приделе Петропавловской крепости. Кроме того, у обоих представителей фамилии обнаружены признаки гемофилии. О данном факте американские специалисты уже опубликовали статью в одном из научных журналов. Думаю, эти исследования достойны уважения. Но пока останки Алексея и Марии находятся в Екатеринбурге.
– Какие шаги намерено предпринять Объединение рода Романовых?
– Полагаю, в ближайшее время Николай Романович обратится к патриарху Кириллу с просьбой рассмотреть вопрос о том, чтобы перезахоронить все останки царской семьи по православной традиции. Не нужны какие-то пышные церемонии. Но сделать это красиво и согласно традициям русской Церкви, похоронить их как святых, наверное, нужно. Сегодня уже все признали результаты генетических исследований. Один американский ученый с присущей американцам прагматичностью даже сказал: «Если бы в Америке надо было кого-нибудь посадить на электрический стул по таким данным, его бы уже посадили». То есть результат исследований ни у кого не вызывает сомнений, кроме руководства нашей Православной церкви и Марии Владимировны.
– Известно ли, какую цель преследовала Мария Владимировна, подавая судебный иск?
– Все дело в том, что нельзя забывать об окружении Марии Владимировны. О его интересах и целях, ведь «короля играет свита». Создается впечатление, что сделано это во многом из желания вызвать больший интерес СМИ к своим особам. Ведь с самого начала было понятно, что убийство царя и его семьи – именно убийство, а значит, преступление. И для чего вообще была нужна эта реабилитация? Если говорить о мученической кончине, то они канонизированы как мученики, а если об исторических оценках периода правления императора Николая II, то оценки эти, даже негативные, от реабилитации не зависят. Что же касается возврата ценностей и дворцов, то сегодня это невозможно, что, к счастью, понимает и неоднократно высказывала сама Мария Владимировна.
– Как сегодня члены семьи Романовых относятся к своей родине?
– Старшее поколение искренне любит Россию. Среднее помнит, что они – Романовы. Младшее – уже не говорит по-русски. Никто из них никогда не претендовал на престолонаследие. Они не дерутся между собой за власть. Иметь здесь какой-то специальный статус и жить на какой-нибудь Рублевке семья не хочет. Они все выросли за границей.
Однако существует Фонд Романовых для России, возглавляемый Димитрием Романовичем. Фонд оказывает помощь больным детям и ветеранам войны, строит хосписы. За время своей работы фонд безвозмездно передал нескольким учреждениям, в том числе государственным, более 10 тысяч слуховых аппаратов и оборудование для обучения слепых детей.