Северо-Запад

Долго будет Карелия сниться…

29 декабря



Действительно, сегодня в Республике Карелия самая что ни на есть политическая стабильность. Губернатор, вице-губернатор, спикер парламента, мэр Петрозаводска – все представляют партию «Единая Россия». Но еще в начале лета республика бурлила: в борьбе за кресло столичного мэра лидировал оппозиционный кандидат. Бизнесмен Девлетхан Алиханов существенно опережал Николая Левина – главу местных «единороссов», спикера Законодательного собрания и главную надежду карельских властей. И это несмотря на то, что в интересах Левина активно использовался административный ресурс: в то время как добрые дела спикера без конца показывали по телевизору, у других кандидатов эфирное время было строго лимитировано.


– Как же республиканские власти должны были достать народ! – восклицает юрист Михаил Варовский. – Ведь у Алиханова не безупречная биография, имя Девлет всплывало в ряде бандитских дел. Вдобавок он дагестанец, а в республике еще не забылась Кондопога. И вот такой человек с солидным отрывом опережал кандидата от власти!

И вдруг за месяц до выборов Алиханов снял свою кандидатуру, а его главный оппонент губернатор Катанандов предложил делегировать бизнесмена в Совет Федерации. Сегодня сенатор Алиханов называет это «сделкой в интересах народа», а оппозиция лишилась всякого организующего начала.

Простые избиратели тут же потеряли интерес к выборам градоначальника, на которых, как и положено,  победил «единоросс» Николай Левин.
– Если нальешь, могу и за тебя проголосовать, – дедушка с удочкой на набережной рядом с Домом правительства в разговоре с корреспондентом «НВ» высказал распространенный в республике подход к выборам. – Я уже ничего в этих кандидатах не понимаю. Катанандов всех достал, но вдруг новые еще хуже будут? У меня пенсия пять тысяч  – жить можно. А с работой сейчас туго.  Зять мой строитель – за семь тысяч работать приходится. Надо что-то менять…

В пресс-службе Сергея Катанандова уже привыкли отвечать на обвинения их шефа в бесхозяйственности.
– Он же не Господь Бог, – констатировал сотрудник по телефону. – В республике проживает около 700 тысяч жителей, а бюджет – всего-то полмиллиарда долларов. Этих денег не хватит даже на то, чтобы отремонтировать дороги в Петрозаводске. А еще Сергея Леонидовича обвиняют, что он промышленность развалил. Так он пришел на должность в 1998 году, когда заводы и так уже несколько лет стояли. Да и какой смысл производить продукцию, которая никому не нужна?

Недалеко от Дома правительства республики находится здание Петросовета – парламента города Петрозаводска и еще недавно главного центра оппозиции. Два года назад здесь бурлили настоящие страсти. Глава республики распустил Петросовет, провел новые выборы и… получил оппозицию куда более жесткую.
В сентябре 2007 года депутаты Петросовета обратились к президенту Путину, обвинив Катанандова в развале экономики ради обогащения  приближенных к нему предпринимателей. В обращении подробно рассказывается, какие схемы используются для того, чтобы «свои» коммерческие структуры получали максимум прибыли в лесном и строительном бизнесе, в форелеводстве и разработке недр. Якобы с подачи республиканских властей близкий друг Катанандова предприниматель Белуга купил Ляскельский бумагоделательный завод дешевле, чем стоили остатки товара на его складах. Кроме того, тому же Белуге за бесценок достались ликероводочный завод «Прионежский», завод «Петрозаводскмаш», а также корабли «Карелрыбфлота». Якобы на казенные деньги проводится реклама национальных проектов, о которых в республике никто не слышал.

Правда, впоследствии депутаты проиграли все суды, вынуждены были отозвать свое обращение, а также заплатить Катанандову и Белуге около 400 тысяч рублей в качестве компенсации.
Но конфликт продолжает тлеть.

Уже много лет затягивается присвоение Петрозаводску статуса столицы республики (де-юре у Карелии до сих пор нет столицы!). А ведь если бы это произошло, повысился бы статус многих городских учреждений, возросли бы прибавки к зарплатам. Когда Петросовет был мятежным, республиканские власти не желали повышать его статус. Сейчас же они, похоже, просто умыли руки.

Тем временем в городской больнице скорой помощи произведена странная индексация зарплаты, в результате которой ведущие врачи стали получать… меньше. А вот в республиканской больнице зарплаты теперь на 25 процентов выше, хотя нагрузка на нее значительно меньше.
– В свое время нам дали понять, что все наши проблемы – из-за того, что Петросовет критиковал Катанандова, – рассказывает врач городской больницы Татьяна. – Почему нас ущемляют сейчас – непонятно…
Не чувствуют изменения к лучшему и многие другие труженики Петрозаводска.
– Приличную работу в республике не найти, а по официальной статистике безработица составляет всего 2–3 процента, – говорит экономист Василий Дерягин. – Видимо, учитываются только те, кто встал на биржу труда или кого официально по сокращению уволили.

Не лучше обстоят дела и в частном секторе. Например, строительный бизнес представлен в Петрозаводске всего четырьмя компаниями, которые держат стабильно высокие цены.
– Однокомнатная квартира «от застройщика» в нашем городе в районе Древлянки стоит 1,8 миллиона рублей, – говорит Мария Гаврилова. – С нашими зарплатами на квартиру до конца жизни не скопишь!
Или взять дорожные службы. По инициативе республиканских властей в этом году на ремонт дорог выделят на 500 миллионов рублей меньше, чем в прошлом. Это значит, что дорожные службы, по сути, остаются без финансирования. Например, самый крупный в городе Гоголевский мост, проходящий через железнодорожные пути, требует немедленного ремонта. Если мост все же придет в негодность, это обернется для Петрозаводска транспортным коллапсом.
– Восемнадцать ДРСУ могут остановиться, а  две тысячи сотрудников остаться без работы, – констатирует профсоюзный лидер дорожников Сергей Соловьев. – Ситуация накалилась, возможен социальный взрыв…
И «взрыв» произошел. Правда, не в Петрозаводске, а в Костомукше. В октябре 2009 года взбунтовался профсоюз металлургического предприятия «Карельский окатыш», входящего в орбиту «Северстали». Протестовали против привлечения гастарбайтеров из Казахстана и Украины. Руководство говорило о буре в стакане: мол, в 4,2-тысячный коллектив «Окатыша» планировалось взять всего-то 33 «варяга», да и то на места, где местные работать отказываются. Профсоюз увидел в этом опасную тенденцию, пригрозил устроить вторую Кондопогу и заодно перекрыть железнодорожное сообщение.

Власти проявили удивительную лояльность: удовлетворили практически все требования протестующих и пообещали сократить квоту на работу иностранных граждан в горнодобывающей промышленности республики. Она и до этого была небольшой (300 человек), но требования народа никто проигнорировать не решился. Слишком много поставлено на кон…

слово эксперта

«В СССР карельская промышленность была передовой»

Сергей Прозоров, социолог:
– Есть регионы, где население живет значительно хуже, чем в Карелии. Это любимый аргумент республиканских властей, которым они любят венчать истории о своей мудрой политике. Но еще бы Карелия жила хуже всех. С ее-то богатейшими ресурсами! Лес, рыба, заводы, огромный туристический потенциал, близость Финляндии. Кроме мощных производств в Сегеже и Кондопоге, практически не осталось промышленных предприятий. А ведь на момент распада СССР карельская промышленность была передовой: Онежский тракторный завод, Петрозаводский радиозавод, силикатные и станкостроительные производства, для которых закупали новейшее оборудование за границей. Оно сейчас на металлолом уходит. Дефицит республиканского бюджета составляет 1,3 миллиарда рублей. Если так пойдет дальше, Карелия превратится из «донора» в дотационный регион. 

тем временем…

Утомленные властью?

В Карелии скоро может появиться собственная «Силиконовая долина». В начале ноября в Петрозаводске шли переговоры с представителями финского бизнеса и сотрудниками МИДа. Десять крупных инвесторов готовы вложиться в реализацию российско-финского инвестиционного проекта «Технологическая деревня» в районе станции Томицы под Петрозаводском. Это 250 тысяч квадратных метров производственных площадей, 2 тысячи рабочих мест и солидная прибавка для республиканского бюджета.
Казалось бы, это спасение для Карелии, настоящий прорыв. Дело даже не в налогах. Технопарк – это перспектива, это магнит, который будет притягивать инвестиции – как государственные, так и частные. Это реклама республики почище Кижей.
Власти должны были бы вцепиться в этот шанс мертвой хваткой. Но ничего подобного не происходит: информация куцая, реакция властей вялая. Как будто речь идет об открытии нового гранитного карьера. Как будто никто не верит, что это может быть реализовано в нынешних условиях.   
О причинах апатии властей можно только догадываться. Трудности в переговорах с финской стороной? Досада, что в республику могут прорваться «чужие»? Понимание, что здесь не предложат львиной доли? Или может быть усталость от многолетнего пребывания у власти?

Денис Терентьев. Фото Андрея Малашкевича.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь