Общество

«Ведомостям» быть!

13 января

Именно в этот день в 1703 году вышел номер первой российской печатной газеты «Ведомости», сохранившийся до наших дней. А незадолго до этого вышел петровский указ: «Ведомостям быть!» Сей бесценный, потрепанный раритет величиной с половину школьной тетрадки имеет по-московски размашистое название: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

Слово «газета» пришло к нам из Италии. Дело в том, что в Венеции за рукописные сводки новостей взималась мелкая венецианская денежка - gazzeta. Отсюда и название. А вот свою первую печатную газету Петр I, любивший все немецкое, задумал в подражание немецкой газете «Нордишер Меркуриус». Но в отличие от регулярной и строгой немецкой печати петровские «Ведомости» издавались без всякого порядка. Даже само название все время менялось: «Ведомости московские», «Ведомости московского государства», «Ведомости российские», «Вести», «Реляция», «Подлинное доношение» и т. д.

Номера выходили как бог на душу положит. К примеру, в 1703 году свет увидело 39 номеров, в 1720-м – 56, а в 1718 году – всего лишь один номер! Зато тираж газеты с известием о Полтавской битве составил 2500 экземпляров и разошелся целиком, тогда как ряд других номеров залеживался на Печатном дворе. Покупали ее лишь «сливки общества», для которых она и предназначалась. Для простого человека дороговата была газетка: от двух до восьми денег (деньга – русская монета, равная половине копейки тех времен), что составляло зарплату (а то и две) наборщика в Печатном дворе. Стоимость газеты зависела от числа страниц, которое тоже было разным – от 2 до 22. Издавалась она то в виде книжечки размером меньше четвертушки листа, а то и на целом листе, причем с одной его стороны типа листовок или афиш для расклеивания на стенах и заборах. С третьего номера 1711 года у «Ведомостей» наконец появляется свой отличительный знак - гравюра с изображением вида Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящего Меркурия с трубой и жезлом – кадуцеем.

Немецкий скупой стиль изложения в русской газете тоже не прижился. В «Ведомостях» приветствовался «кудрявый» слог, дабы показать всю широту и богатство великого русского языка. Ее главным редактором с 1703 по 1714 год был Федор Поликарпов – поэт, переводчик. Он готовил материалы, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру. После перевода «Ведомостей» в Петербург ими занялся другой образованнейший человек своего времени – Михаил Абрамов, директор столичной типографии. А одним из самых известных первых журналистов, а точнее репортеров России, стал Яков Синявич – дьяк одного из приказов. Первая русская печатная газета находилась в ведении Монастырского приказа. Однако и цензура при ней тоже имелась. Контроль над «Ведомостями» был поручен Коллегии иностранных дел.

Материалы в газету поставляли такие знаменитые деятели петровского времени, как Головин, Толстой, Мусин-Пушкин. Да и самого Петра Алексеевича вполне можно назвать одним из первых русских журналистов. Так что и цари не брезговали второй древнейшей профессией.

Для Петра газета была прежде всего важным средством борьбы за проведение реформ и утверждение могущества русского государства. Уже в первом печатном номере помещена заметка о том, как «Города Олонца поп Иван Окулов собрал охотников пеших с тысячю человек, ходил за рубеж в Свейскую (т. е. в шведскую) границу, и разбил свейские заставы. А на тех заставах шведов побил многое число, и взял рейтарское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно. Конницы шведской убито 50 человек, пехоты 90 человек, а из попова войска толко ранено солдат два человека».

Другая статья посвящена отлитию новых гаубиц и мортир. Как известно, в Нарвском сражении 1700 года русская армия полностью потеряла свою артиллерию. И Петр успокаивает сограждан: мол, новые пушки отольем. Следующая статья – о науках: «Повелением его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше трехсот человек учатся и добре науку приемлют». В третьей статье сообщается о приросте населения: «На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 356 человек».

В последующих номерах появятся сообщения об удачном походе на Ивангород и Нарву (Ругодив), о покорении Ингерманландии, о морских сражениях, включая славный Гангутский бой. И, наконец, в газете был напечатан текст Ништадского мирного договора, который сопровождала приписка: «Господам шведам уже и за морем на своей стороне тошно стало». В конце концов Северная война, длившаяся больше двадцати лет, всем надоела. Газету, выходившую крайне нерегулярно, читали все меньше, да и стоила она дорого. И «Ведомости» умерли вместе со смертью их основателя Петра I в 1725 году.

Эстафету подхватила другая газета – «Санкт-Петербургские ведомости». Это первая русская регулярная газета с неизменным форматом, возможно, в этом и был секрет ее долголетия. Немаловажно было и открытие собственных источников информации, которыми служили: зарубежные газеты, путешествующие чиновники, письма крупных дипломатов, вскрывавшиеся на почте, слухи и сплетни. За порядком в газете с немецким педантизмом следил ее главный редактор Герхард Фридрих Миллер. Один год «Санкт-Петербургские ведомости» выходили на немецком языке, а с 1728 года – на русском. Формат составлял четвертую долю листа, газета печаталась на четырех страницах. На первой странице под названием газеты помещался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного, ниже – дата издания. Содержанием номера явились известия из Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника: сообщения о поздравлениях государя с Новым годом, о производстве в чинах и награждениях.

Еще одна веха в истории печатания в России – распоряжение «высочайшим повелением» от 1 января 1870 года «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания – как русские, так и иностранные». И если вечерние газеты могли продавать мальчишки на улицах, то утренние газеты распространялись исключительно по подписке.

Среди них – одна из последних правительственных газет царской России «Сельский вестник», издававшаяся с 1910 по 1917 год на средства Министерства внутренних дел тиражом 60 тысяч экземпляров. Подписка стоила 30 копеек. Более четверти газеты составляла реклама и платные объявления, расположенные без всякого порядка. Некролог мог помещаться рядом с объявлением о скачках. Любой гражданин мог за деньги сообщить всему городу о кончине своего любимого родственника – ныне забытая услуга. Фотографии в «Сельском вестнике» не печатались, только схемы. Фотопечать была очень дорогостоящей, трудоемкой и вредной для здоровья, поскольку в ней применялось химическое травление.

Кстати, оборудование, на котором печатались номера «Сельского вестника», и помещения, в которых он издавался, можно увидеть в петербургском Музее печати на набережной Мойки, 32. Здесь во флигеле, построенном сыном известного издателя Алексея Суворина, располагалась единственная в то время в центре города типография. Тогда в непосредственной близости от резиденции императора производственных зданий не было, а типографии располагались на окраинах города. Суворин же построил типографию для издания своей буржуазной газеты «Русь». Но как только издатель в своей газете начал сочувствовать рабочим, у него начались неприятности, и газета закрылась. Тогда Министерство внутренних дел арендовало помещения типографии для издания своего «Сельского вестника».

Интересно, что в течение 4 месяцев после февральской революции с 4 марта по 5 июля 1917 года «Сельский вестник», который стал именоваться народной газетой временного правительства, мирно сосуществовал с большевистской газетой «Правдой», занявшей эти помещения по решению Петросовета. Ее редактором с 5 апреля становится Владимир Ленин, вернувшийся из эмиграции. Поначалу договорились, что первым издается «Сельский вестник», а потом выходит «Правда». Первые несколько дней так и было. Но большевики поговорили с рабочими типографии, и те решили, что «Правду» важнее издавать первой. В июле «Правда» снова переходит на нелегальное положение, а «Сельский вестник» просуществует вплоть до разгрома редакции большевиками в октябре 1917-го. Такова история одной из последних царских газет в России.

Лидия Березнякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь