«Для транссексуалов дорога в спорт заказана»
В новом легкоатлетическом сезоне южноафриканка Кастер Семеня намерена вновь выйти на беговую дорожку. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) до сих пор не объявила результаты гендерного теста спортсменки, которая подозревается в том, что является мужчиной, а не женщиной. Изначально ожидалось, что их огласят еще в ноябре 2009 года во время традиционного конгресса IAAF. Однако из-за сложной процедуры теста, скандальное дело Семени, на совете IAAF не обсуждалось. И о том, кто же Кастер на самом деле общественность пока может только гадать.
Напомним, что на мировом первенстве в Берлине в августе 2009 года 18-летняя бегунья выиграла золото на дистанции 800 метров, опередив при этом ближайшую соперницу, чемпионку мира – 2007 кенийку Джанет Джепкосгеи почти на 2,5 секунды. Но может ли мужчина ради достижения высоких спортивных результатов превратиться в женщину? Или наоборот: что должна сделать женщина, чтобы развить в себе мужскую физическую силу? Разобраться в этом «НВ» помог доктор медицинских наук, заведующий сектором биохимии спорта Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры Сергей ГЛУШКОВ.
– В круг научных интересов нашего института входят такие вопросы, как биохимическое сопровождение физической деятельности, питание спортсменов, в том числе молодых атлетов и паралимпийцев, и генетическое тестирование. Как для определения половой принадлежности спортсмена, так и для оценки генетической предрасположенности молодого человека к занятиям различными видами спорта и оценки риска этих занятий для здоровья, – говорит Сергей Глушков. – Лично у меня нет сомнений в том, что Семеня – женщина. – Если бы у нее были грубые нарушения на генетическом уровне, она бы не попала в большой спорт, и не могла бы выступать на соревнованиях.
Генетический паспорт выдается спортсмену, как только он начинает выступать на высоком уровне. И если вдруг обнаруживают проблемы, то ему приходится сменить профессию. Отдельные же хромосомные отклонения возникают у многих людей. Из курса генетики все знают, что есть мужские и женские хромосомы, так называемая 23-я пара – XY или ХХ. Соответственно, в первом случае – мужчина, во втором – женщина. Под хромосомными нарушениями мы подразумеваем случаи, когда, к примеру, к паре ХY добавится лишняя хромосома Х. В данном случае будет мужчина, но с признаками феминизации. Если добавится лишняя хромосома Y – получится супермужчина.
– То есть, на ваш взгляд, шумиха, раздутая вокруг Кастер Семени, безосновательна?
– Конечно, внешний вид бегуньи не совсем нормален. Но это понятие слишком размыто. Что считать нормой? Какой процент людей должен укладываться в рамки? К примеру, мы ведь нормально относимся к женщинам, у которых есть признаки оволосенения по мужскому типу. Но никто не скажет, что девушка, у которой пробиваются усики и которая, может быть, вынуждена их выдергивать даже чаще, чем некоторые мужчины бреются, не является женщиной. По всем остальным своим качествам – характеру, отношению к мужу, детям – она, может быть, женственнее всех остальных. Хотя это и есть гормональные нарушения.
– Но у Семени этих нарушений слишком много.
– Но вы же согласитесь, что на людей иной расовой принадлежности мы смотрим несколько предвзято. Не потому, что расисты, а потому, что живем на разных континентах. И нам начинают резать глаз какие-то особенности их тела. А на своей родине к Семене, может быть, относятся, как к вполне нормальной женщине. Взгляд на красоту во всех странах разный. К тому же надо помнить, что эта девушка – спортсменка. И на ее облик оказывают влияние тренировки. А что такое тренировка? Это мощный фактор, воздействующий на организм человека. Мы адаптируем человека к новым физическим нагрузкам, переводим на более высокую ступень функционального состояния. И в принципе, пусть и не сильно, но на облике еще совсем юной Семени, когда ее организм только формировался, нагрузки могли сказаться. Возьмем самый простой пример – посмотрим на кость спортсмена и кость обычного человека. Это будут две разные кости, потому что из-за постоянных нагрузок происходит изменение костной ткани.
К тому же мы не знаем всех методик тренировок африканской бегуньи. Возможно, она работала по какой то необычной для нас программе, что повлекло за собой такие изменения.
– Может ли спортсменка искусственным образом повысить уровень мужских гормонов?
– Да. Но, во-первых, антидопинговое агентство (WADA) это бы заметило. И в данном случае Семеня была бы уже дисквалифицирована за употребление допинга. Потому что любой вводимый извне синтетический анаболический стероид будет виден при проверке. Более того, след от применения этих стероидов сохраняется долгое время, выявить его можно даже спустя год. Поэтому данный вариант исключен. Во-вторых, в целом искусственным путем повысить мужские гормоны очень сложно. Не вдаваясь в медицинские термины, могу сказать, что это операция наподобие той, что делал профессор Преображенский в «Собачьем сердце». Я, честно говоря, даже не слышал, чтобы велись исследования в этой области.
– Есть ли какие-то допустимые рамки уровня мужских гормонов в организме спортсменки?
– Такие рамки есть, но если уровень мужских гормонов их превышает, то спортсмена не допустят до старта. Как и в случае с повышенным уровнем гемоглобина. Если он будет выше чем 190 граммов на литр, то человека на некоторое время отстранят от участия в соревнованиях. Данный факт может стать для WADA косвенным основанием подозревать в употреблении эритропоэтина. Но почему человека сразу не дисквалифицируют? Потому что гемоглобин у ряда спортсменов может повышаться сам собой. Это что-то наподобие ответа организма на физическую нагрузку.
– Можно ли предположить, что раньше Кастер Семеня был мужчиной, ему искусственно понизили мужские гормоны, сделали пересадку органов, и он стал женщиной?
– Конечно же нет. Что вы?! Всех спортсменок осматривает врач-гинеколог. А любая пересадка половых органов заметна профессионалу невооруженным глазом. Кроме того, транссексуал вряд ли бы мог стать спортсменом: люди, сделавшие операцию по смене пола, всю оставшуюся жизнь вынуждены находиться под влиянием искусственных гормонов. У них чаще возникает сахарный диабет, артеросклероз, поражения сердца, развиваются опухолевые заболевания. Одним словом, для транссексуалов дорога в спорт заказана. Ну и если опять же пофантазировать и предположить, что человек, сделавший операцию по смене пола, как-то все-таки стал выступать на высоком уровне, то первая же допинг-проба у него дала бы положительный результат. Потому что, как я уже сказал, эти люди вынуждены использовать гормональную терапию, а все стероиды, попавшие в организм извне, мимо WADA не пройдут.
– Если у Семени от природы завышенные мужские гормоны, что делать ей и IAAF?
– Согласен, что эта проблема выходит за общепринятые рамки. И пусть разбирается WADA, которое решает, что делать дальше. До того же времени, пока вердикт не вынесен, давайте будем помнить о презумпции невиновности. До тех пор пока результаты гендерного теста не станут известны, набрасываться и обвинять Семеню в обмане неправильно. Представьте, каково ей выслушивать обвинения в свой адрес, насколько это сильный удар по психике, как ситуация может отразиться на ее дальнейшей карьере. Спортсменку могут сломать! Не удивлюсь, если в следующем году она перестанет показывать высокие результаты на соревнованиях. А кстати, в этом случае на нее обрушится вторая волна обвинений: на этот раз в употреблении допинга, мотивируя это тем, что раньше била рекорды, а сегодня ничего не показывает. Мол, как это так? Давайте подождем, а уже потом будем говорить – честно или не честно Семеня завоевала свое золото. Хотя я, повторюсь, не думаю, что результаты, обнародованные IAAF, потрясут мир.
– Если же случится, как вы и предсказываете, Семеню официально признают женщиной, то, пока она выступает, соревноваться на дистанции 800 метров станет бессмысленно. Вряд ли кто-то сможет составить ей конкуренцию.
– Зачем так категорично? Если Семеня перестанет тренироваться, побеждать она не сможет. Никакое строение мускул и никакие завышенные гормоны не помогут. Если рассуждать в вашем ключе, то закрывать дистанции на 100 и 200 метров нужно из-за Усейна Болта. А в плавании все медали сразу отдать Фелпсу.
история вопроса
1950-е годы – гендерных скандалов становится все больше. Спортсменки отказываются стоять на пьедестале рядом с теми, кого не считают настоящими женщинами.
1966 год – на чемпионате Европы по легкой атлетике впервые вводится секс-контроль, так называемый метод Барр, который может отличить генетических мужчин от генетических женщин.
1968 год – МОК впервые проводит секс-контроль на Олимпиаде в Мехико.
1996 год – во время Олимпийских игр в Атланте тест на половую принадлежность не прошли сразу восемь атлетов. Однако позже по результатам физиологического медосмотра все были восстановлены в своих правах.
2000 год – накануне Игр в Сиднее МОК приостановил проведение генетических тестов, поскольку пол спортсмена врачи могли определить визуально, во время взятия у него анализа мочи. Однако генетический тест может быть проведен по требованию соперников спортсменов или официальных лиц. Олимпийский совет Азии до сих пор проводит эти тесты.