Интим? Хотим!
В девяностых годах лавки товаров для секса как будто прятались от покупателя в подворотнях и подвалах. Ветераны этого бизнеса рассказывают, что даже магазины в районе Невского проспекта за день посещали не более двух-трех десятков человек. Они, словно грабители, поднимали воротники, краснели и вяло лепетали: «Покажите мне, пожалуйста, ЭТО». Кто бы мог подумать, что в канун 2010 года в секс-шопах будет не протолкнуться, а солидные дамы будут громко требовать скидочные силиконовые фаллосы со стикерами «Забей на кризис».
–Раньше заходили в основном мужчины, долго перебирали видеодиски и покупали один, – вспоминает продавщица Марина в одном из магазинов сетевика «Розовый кролик». – Люди редко заходили просто посмотреть ассортимент, они заранее знали, что им надо. Без покупок уходили менее половины, но стандартный чек составлял 300 рублей за диск с эротикой. Тут особо не разбогатеешь. Потребители специфического товара заходили к открытию, когда клиентов нет. Было видно, что даже самые продвинутые эротоманы, особенно женщины, в душе считают себя извращенцами и сами себя стыдятся. Подумаешь, человек купил резиновую женщину!
Капитальный прорыв в сознании произошел года три назад. Резко возросли продажи затейливого женского белья, которое при желании можно найти в обычном магазине. Сегодня белье обогнало по доходности диски. Покупатели уже гораздо реже краснеют, берут товар в примерочную, спрашивают свой размер: «Как нет? А заказать можно? Только до пятницы, а то у нас годовщина свадьбы». Любители жаркого видео тоже становятся требовательнее. Вчерашний покупатель может вернуться с возмущением: «Почему на диске написано, что Тринити Джеймс снимается в «Горячем болте-8»? Я посмотрел, и ее там нет».
Но подлинная революция наступила в преддверии Нового года. Кто бы мог подумать, что в секс-шоп можно прийти в поисках подарка родственнику. Продавцы рассказывают, как молодая пара перед лотом с надписью: «Груша поршневая мужская «Тореадор» обсуждает, можно ли положить его дедушке под елку. Или все-таки не рисковать и купить газонокосилку на дачу. Но все-таки чаще секс-шопы помогают пошутить над друзьями. И фаллос «Твердый Джинжер» в подарочной упаковке – это неплохой способ напомнить старинной подруге, что она слишком много думает о работе.
Кстати, по наблюдениям продавцов, женщины могут прийти в секс-шоп стайкой, мужчины – почти никогда. Дамы крайне редко покупают видеопродукцию. Зато мужчина, решившийся купить что-нибудь из специфической продукции, в двух случаях из трех попытается объяснить продавцу, что это он не себе. Совсем другое дело – девушки лет двадцати. Они способны вогнать в краску даже непробиваемых продавщиц, обсуждая между собой, что и как они намерены использовать.
– Однажды пришел мужчина и молча купил сразу шесть надувных женщин, – рассказали корреспонденту «НВ» в магазине на улице Ефимова. – Зачем? Судя по его облику, он сам побывал в местах лишения свободы и решил позаботиться о товарищах. Еще запомнился одноглазый дедушка, который часто и подолгу находился в магазине, ничего не покупая. Наконец я деликатно спросила, что ему нужно. А он так неподдельно растерялся: «Да мне бы только посмотреть!»
Вероятно, успех предновогодних продаж обнадежил владельцев секс-шопов настолько, что в одном сетевике уже раскручиваются акцию ко Дню святого Валентина. А потом не иначе будет программа к 8 Марта. Надо же как-то противостоять сезонным колебаниям рынка, а в секс-шопах падения продаж происходят как раз весной – во время Великого поста.
– Наш бизнес не приносит астрономических доходов, – говорит владелец сети подобных магазинов Марат Тагиров. – И возможности расширения бизнеса ограничены. На данный момент в Петербурге не более полусотни секс-шопов, и почти все они занимают небольшую площадь. В ряде европейских стран можно посетить магазины в сотни квадратных метров, в них популярен формат самообслуживания, где предметы можно посмотреть, потрогать. Но у нас ассортимент небольшой, потому что спрос только формируется.
По оценкам участников рынка, оборот интим-товаров в России составляет 100 миллионов долларов в год. Это примерно в 15 раз меньше, чем в Германии. Товары на нашем рынке представлены китайские и отечественные, хотя еще несколько лет назад лидировали европейские производители. Все просто: рынок оформился, началась конкуренция цен и рекламы.
Недавно хозяева петербургских секс-шопов пытались объединиться, чтобы сообща формировать положительный образ своего бизнеса в СМИ. Но 2009 год принес им только контркампании. В октябре 2009 года некая общественная организация «Нравственность» потребовала убрать секс-шопы из центра Петербурга, мотивируя это заботой о моральном облике молодежи. При этом «Нравственность» отправила несколько несовершеннолетних активисток в рейд по десяти магазинам интимных товаров якобы выбирать подруге подарок. И только в одном у них спросили документы!
Получился небольшой скандал. Представители секс-шопов оправдываются, мол, активистки «Нравственности» были мало похожи на школьниц. И почему их бизнес хотят выселить на окраины города? Если от этого повысится мораль у жителей исторического центра, то что с ней будет, например, на Гражданке? В целом положительного образа бизнеса не получилось, а некоторые участники рынка стали самоутверждаться за счет конкурентов.
Одна из петербургских сетей категорически отказывается именовать себя секс-шопом. Только интим-бутиком: «Наши девизы – это «Интимные товары от А до Я» и «Искушение для искушенных». Мы также рады Вас пригласить в тематичную BDSM-комнату на проспекте Науки…» В целом реклама в этом бизнесе способна как творить чудеса, так и не оказать на продажи никакого эффекта. Стоило одному модному женскому журналу написать о вибростимуляторе точки G, как залежавшийся товар тут же стал дефицитным. Зато надувных резиновых мужчин как ни рекламируют, все без толку.
Любопытно, что продажи в магазинах растут быстрее торговли через интернет, хотя во всем мире наоборот. И это тоже изменившаяся психология потребителя: ему проще лично прийти за понравившейся игрушкой, чем заказывать ее к себе домой. Вдруг когда-нибудь базы продаж секс-шопов всплывут на пиратских базах. Это означает, что отечественный потребитель вовсе не так раскрепощен, как кажется. Ему все еще неудобно обсуждать эту тему с друзьями, он боится, что о его визитах за «клубничкой» узнают на работе. И это, возможно, неплохо.
– Не нужно ни с кем соревноваться в раскрепощенности, – говорит директор центра психологической помощи «Кэт» Людмила Крапухина. – Я бывала в приличных домах во Франции, где своей раскрепощенностью кичатся, обсуждая за ужином в присутствии мужчин покупки из секс-шопов. Выглядит это дико, хотя все смеются и тащатся от своей прогрессивности. Хотя торчащий из сумки вибратор вовсе не означает, что ты продвинут в области интимных отношений.
Спрос на продукцию секс-шопов привел к кражам и даже вооруженным нападениям. Самый печальный инцидент произошел в магазине на Каменноостровском проспекте. Около пяти часов утра молодой человек сбежал, похитив надувную резиновую куклу и бросив на месте преступления свою подругу. Этот случай озадачил даже владельцев бизнеса. В своем оптимизме на будущее бизнеса они исходили из предположения, что в условиях кризиса домашний секс будет наиболее доступным развлечением. Но никто не думал, что настолько.