Северо-Запад
История грубого помола
23 января
Многие из нас проводили детство в деревне, купаясь в речке у полуразрушенной водяной мельницы. Кто-то помнит и ветряки, уже с послевоенных времен стоявшие праздно и уныло. И нынешним детям при чтении сказок, где фигурируют мельницы, приходится объяснять, что это за штуки такие были, как выглядели и зачем они были нужны.
Ветряк в деревне Завал действовал еще пару десятилетий назад – правда, для туристов
Мельницы испокон веков использовались человеком в разных целях. Большинство, конечно, перемалывали зерно в муку или в крупу. Но существовали еще так называемые пильные мельницы: это прообразы современных лесопилок, они использовали силу воды для распиловки бревен на доски. По своему устройству эти мельницы мало отличались от обычных – не было разве что жерновов, а использовались другие механизмы. Существовали еще мельницы пороховые – стояли при пороховых заводах. Были даже мельницы, работавшие как водонапорные насосы – для перекачки воды.
Преобладание водяных или ветряных мельниц обуславливалось географическими и ландшафтными особенностями местности. Так, например, в равнинной и открытой ветрам Новгородской губернии в середине XIX века насчитывалось 414 водяных и 1558 ветряных мельниц.
Ветряные мельницы стали активно строиться только в XVII веке. Их архитектура зависела от местности и от традиций местных умельцев. Типичным образцом ветряных мельниц северных губерний была столбовая мельница. Ее можно, правда с большой натяжкой, сравнить с избушкой на курьих ножках. Основой такой мельницы служил центральный столб, вокруг которого вращался сруб мельницы с ее механизмами. Увы, но таких мельниц на территории нынешней Ленинградской области не строили. Чтобы их увидеть, надо ехать в Поморье, где в отдаленных местах типа Мезенского района еще можно встретить единичные образцы таких мельниц.
В наших же краях были популярны ветровые мельницы шатрового типа. Ближайший к Петербургу из сохранившихся образцов этого типа стоит в Волковицах. Башня построена из валунов, оконные проемы выполнены из известняка. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что окна второго яруса были достаточно большими (сейчас они заложены валунами) – почти 2 метра высотой! На втором ярусе было 8 окон – 4 больших и 4 маленьких. Увы, сейчас башня продолжает разрушаться и терять вид, зажатая частной застройкой. А сколько легенд и мифов среди необразованных людей и детей породила эта башня за недолгое время своего бездействия! Некоторые, насмотревшись и начитавшись фэнтези, полагали ее специальной сигнальной башней новгородцев, дабы предупреждать Великий город о нападении шведов.
Другой образец подобной башни, но уже сделанной из известняка, расположен несколько подальше – в Анненгофе. Там уже нет таких легенд, поскольку народ местный, привычный к сельскому труду и не понаслышке знает, как муку получают из зерна. Еще пару образцов такого типа мы нашли на Псковщине – в деревне Неелово Псковского района, в поселке Горы Бежаницкого района и в поселке Красные Горки Дедовичского района (они раньше назывались Княжьи Горки). В Княжьих Горках тоже есть своя легенда: якобы немцы уничтожали механизм мельницы направленным взрывом – и все бревна, жернова улетели верх, и их разбросало по окрестностям.
Увы, но большинство этих мельниц превращено в помойки местного масштаба. Из них, кроме музея в Витославицах, есть один чудесный экземпляр в деревне Завал под Новгородом, правда, с уже отбитыми крыльями, но еще весьма в фотогеничном виде.
Водяные мельницы старше ветряных. Многие из них располагались на быстрых и небольших речках. Там проще всего использовать силу воды – сделал водоподводной канал и работай себе на здоровье.
Но были распространены и мельницы на ключах. Гораздо сложнее было строить мельницы на «медленной» воде. Тут уже требовалось соорудить плотину, создавая определенный перепад высот для обеспечения напора. Тут же решалась проблема нестабильности речного потока. Ведь в разное время года количество воды разное, поэтому и стали строить плотины для создания запаса воды. Так, например, в реке Ижоре в районе Пудости количество воды в течение года могло изменяться более чем в пять раз! Вот и бывали достаточно нешуточные баталии, когда на речке, где стояло несколько мельниц, нижние мельницы недополучали воду, потому что ее экономили на верхних.
Водяные мельницы имели разные конструкции и типовые технические решения в зависимости от местных условий. Одной из наиболее близко расположенных и легендарных, в прямом смысле слова мельницей, слывет Гатчинская мельница, расположенная в Мызе-Ивановке. Первое упоминание о ней относится к 1704 году, а в 1791 году мельницу арендовал Иоганн Штакеншнейдер, вскоре рядом с ней был построен деревянный дом. Именно в нем в 1802 году родился архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
На мельнице неоднократно бывал Павел I, который рядом построил охотничий домик, да и известие о том, что его мать Екатерина II при смерти, он получил именно здесь (в этот день Павел обедал у Штакеншнейдера). Сейчас сохранилось здание мельницы, где было пять мукомольных поставов, остатки погреба, но ни плотины с 10 шлюзовыми окнами, ни прочих сооружений практически не осталось.
Еще одна интересная водяная мельница находится в усадьбе Лопец, она была построена при Б.Б. Гейденрейхе, академике архитектуры. Выполненная из известнякового камня, внешне она приятно удивляет своими псевдоготическими формами.
А у деревни Костыжицы Дновского района Псковской области для мельницы перегораживали даже Шелонь, водоподводной канал составлял почти 200 метров! Сейчас на этих порогах любимое место отдыха и купания, а руины мельницы используются, мягко говоря, как укрытие для различных дел личного характера.
Примером нестандартного подхода в использовании родников стала мельница на Словенских ключах под Изборском. Сейчас от нее осталось две стены да жернов, брошенный в воде. В деревне Рагулово на Хревице, кроме стен мельницы и плотины, остались остатки мельничного агрегата с деревянными лопатками на валу.
К сожалению, большинство этих мельниц тоже находятся в запустении и медленно разрушаются. Так, за последний год рухнула стена мельницы в Больших Горках при речке Стрелка. А ближайшая и единственная работающая мельница находится в деревне Бугрово, входящей в состав ГМЗ «Михайловское». Воссоздана она недавно на речке Луговке для туристов, но мелет по-настоящему.
Татьяна Хмельник