«Футболисты из-за денег иногда теряют голову»
В мае 2006 года сборная России по футболу под руководством Игоря Колыванова выиграла юношеский чемпионат Европы. Спустя три года практически никто из той «золотой» команды по-настоящему не заиграл на высоком уровне в отечественной премьер-лиге. Более того, кое-кто из триумфаторов турнира в Люксембурге оказался вообще не востребован на родине и был вынужден уехать в далеко не самые сильные европейские чемпионаты.
Так, полузащитник Денис Щербак подписал контракт с аутсайдером чемпионата Швейцарии «Беллинцоном». Александр Прудников, автор победных голов в полуфинале и финале юношеского Евро-2006, удостаивавшийся комплиментов от главы скаутской службы «Челси» Франка Арнесена, перебрался из московского «Спартака» в пражскую «Спарту».
В то же время соперники нашей команды по тому чемпионату осваиваются во взрослом футболе более уверенно. Половину сборной Чехии расхватали европейские топ-клубы, а нападающий Томаш Нецид забивает в ЦСКА и в своей национальной сборной. Вчерашние бельгийские юниоры работают с Диком Адвокаатом. Молодые сербы и венгры представлены в итальянской серии А. Наибольшего же успеха в карьере добились на сегодняшний день немецкие и испанские юноши. Шесть игроков из юношеской сборной Германии образца 2006 года регулярно играют в бундеслиге. За Марко Марина «Вердер» выложил 8 миллионов евро, а Тимо Гебхарт в 2009 году отметил свой дебют в еврокубках за «Штутгарт» голом в ворота «Зенита». Из испанцев минимум пять человек на хорошем счету в своем чемпионате. При этом полузащитник Боян Кркич к восемнадцати годам забил более двадцати голов за «Барселону», выиграл Лигу чемпионов и дебютировал в главной сборной. Даже скромному Люксембургу есть кем гордиться: Миралем Пьянич выигрывал золото чемпионата Франции с «Лионом» и играл в Лиге чемпионов. Правда, он теперь выступает под флагом Боснии – в юном возрасте такие трюки с гражданством еще допускаются.
Причины, из-за которых молодые россияне не пробиваются в основные составы клубов премьер-лиги, в беседе с корреспондентом «НВ» проанализировал непосредственно их бывший наставник Игорь КОЛЫВАНОВ, нынешний главный тренер молодежной сборной России.
– У нас некоторые игроки после победы в 2006 году подумали, что многого достигли, и перестали правильно относиться к футболу, – считает Колыванов. – Хотя мы, тренеры, постоянно с ними разговаривали, объясняли, что футбол на этом не заканчивается, что надо идти дальше. А если ты решил, что уже все сложилось удачно, и не продолжаешь работать так, как делал это раньше, победа в Люксембурге станет для тебя последней.
– Справедливости ради отметим, что некоторым все-таки удалось попасть в обойму игроков, которые выступают за сильные российские команды. Возможно, дело не только в самих игроках?
– Да, многое зависит от клуба. В московском «Динамо» была очень короткая скамейка запасных, поэтому они вынуждены доверять молодым. В итоге ребята сумели там себя проявить.
– Кто из состава 2006 года может «выстрелить»?
– Нападающий Александр Маренич («Москва». – Прим. ред.) и полузащитник Александр Сапета («Сатурн». – Прим. ред.). У первого была тяжелая травма, он долго лечился, а в прошлом году пытался набрать оптимальные кондиции и порой выходил на поле в премьер-лиге. Сапета же был физически не готов играть в премьер-лиге, но он очень разумный мальчик, может сделать хорошую передачу, обвести, забить. Рассчитываю, что он прибавит и по-настоящему заявит о себе.
– Золотую медаль в Люксембурге выиграли и зенитовцы Ян Бобровский и Павел Мочалин.
– Талантливые ребята, но, конечно, попасть в основной состав «Зенита» очень сложно. Наверное, есть смысл им попробовать себя в других командах.
– Если вспоминать вашу карьеру, то уже в 18 лет вы играли в основном составе московского «Динамо». В то время молодым в принципе было легче пробиться?
– Легко никогда не было. Но тогда в «Динамо» дали шанс целой группе молодых игроков: мне, Андрею Кобелеву, Игорю Добровольскому. Если бы вышли и сыграли плохо, нас бы дальше уже не выпускали. Но мы за свой шанс зацепились, на поле доказывали, что достойны играть. То же самое было и в других командах: Игорь Шалимов, Александр Мостовой, Сергей Юран, Андрей Канчельскис – все заиграли рано.
– Кроме того, вы в начале карьеры добивались успеха на международном уровне, став чемпионом Европы среди молодежных сборных. Можно провести параллели между тем успехом 1990 года и победой россиян в 2006-м?
– Нет, сейчас ситуация другая. У футболистов появилось больше свободного времени, по два-три дня на базе перед игрой уже никто не сидит. Денег опять же игроки зарабатывают гораздо больше и иногда из-за этого теряют голову в 18–19 лет.
– То есть вы считаете, что перемены, которые произошли в стране, отрицательно сказались на молодежи?
– Нельзя об этом говорить так категорично. Но футболисты считают себя профессионалами, а это не всегда так. Причины неудач нужно искать прежде всего в самом себе. Думать, что кто-то другой виноват в том, что ты не попадаешь в основной состав, неправильно.
из первых уст
«Заиграть можно и в 16 лет, если есть доверие»
Ян Бобровский, чемпион Европы среди юношей, бывший игрок молодежного состава «Зенита»:
– Я бы не стал категорично заявлять, что из нашей юношеской сборной никто не заиграл. В «Москве» Ставпец и Маренич иногда появляются на поле, в «Сатурне» Сапета выходил на замены, в «Локомотиве» Фомин играл в кубковом матче за московский «Локомотив». По крайней мере у половины той сборной дела идут неплохо. Но все зависит от политики клуба. Одни играют за счет своих воспитанников, меньше тратят на трансферы, а другие, наоборот, решают самые высокие задачи и смысла бросать в пекло молодых не видят.
А заиграть можно и в 16 лет, если есть доверие. Когда мы приехали с чемпионата Европы, полкоманды можно было выпускать в матчах премьер-лиги. Был эмоциональный подъем, уверенность в себе. Но это дело тренера – заметить момент, когда молодой игрок созрел для того, чтобы выйти на взрослый уровень.
Мы по-прежнему общаемся с партнерами по юношеской сборной. В интернете со всеми держим связь, да и созваниваемся регулярно. Надеюсь, у нас в футболе все получится, ведь многое еще впереди.