Общество

«Невский экспресс» защитили перегородкой

27 января



После террористического подрыва в ноябре 2009 года фирменного поезда 165/166 «Невский экспресс» службы безопасности ОАО «Российские железные дороги» усилили патрулирование линии Москва – Санкт-Петербург в медвежьих углах трассы. Именно на захолустном перегоне Алешкино – Угловка на границе Тверской и Новгородской областей 27 ноября 2009 года и произошла диверсия, унесшая 26 жизней.


Самый безлюдный участок от Вышнего Волочка до Окуловки, где и прогремел взрыв, состоит из восьми перегонов, проложенных в лесах и на болотах. После трагедии его начали патрулировать милиционеры и добровольцы-путейцы, что в век высоких информационных технологий выглядит анахронизмом. Однако электронная система слежения на всей железнодорожной ветке между двумя столицами стоит дорого – более 100 миллионов долларов, да и за месяц ее не смонтируешь. Однако президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин твердо пообещал, что «к 2012 году главное направление Октябрьской железной дороги на всем протяжении будет оборудовано видеокамерами». Департамент безопасности РЖД активно разрабатывает проект системы тотального видеослежения и места их дислокации.

В 2010 году «Невский экспресс» в расписании ОЖД занял временную нишу отправленного «на пенсию» поезда 159/160 «Аврора» и полностью сменил имидж, то бишь вагоны. Большую часть прежнего состава составляли сидячие вагоны бизнес-класса с ортопедическими креслами, а также подвесными
аудио- и видеосистемами. Вместимость такого вагона составляла 68 мест, что было в два раза больше, чем в купейном вагоне фирменного ночного поезда.

Пара поездов «Невского экспресса» образца 2010 года укомплектована не вагонами с сидячими местами, как в самолете, а железнодорожными «каретами» купейного типа с перегородками производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод». Ведь два месяца назад некоторые пассажиры экспресса погибли от травм под сорванными со своих мест креслами, а перегородки смогли бы смягчить удар. После ЧП специалисты РЖД и завода-изготовителя также провели ревизию всех узлов крепления сидений и багажных полок. Специалисты отмечают, что новые вагоны с перегородками появились скорее для моральной поддержки пассажиров, чтобы ничто в «начинке» «Невского экспресса» не напоминало бы о трагедии. Ведь по техническим и прочностным характеристикам прежние вагоны соответствовали ГОСТу и устраивали заказчика.

– Рассматривается ли вариант ввода на линию Москва – Санкт-Петербург вагонов повышенной прочности? – поинтересовалось «НВ» у руководителей Октябрьской железной дороги.

– Все вагоны, закупаемые ОАО «РЖД» у Тверского завода, соответствуют необходимым техническим нормам и имеют повышенный коэффициент прочности, – ответили в пресс-службе ОЖД.
После крушения «Невского экспресса» поползли слухи, что вскоре багаж пассажиров в поезде будет досматриваться так же тщательно, как в самолете. Федеральный закон «О транспортной безопасности» такой процедуры не предусматривает, но руководители РЖД собираются выступить с соответствующей законодательной инициативой.

«В качестве меры по обеспечению безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предлагается законодательно закрепить, что доступ пассажиров в залы ожидания, на перроны, платформы, места приема и выдачи багажа должен осуществляться с соблюдением обязательной процедуры досмотра багажа и ручной клади», – ответили на запрос «НВ» в ОЖД.
Напомним, что ноябрьский подрыв «Невского экспресса» стал вторым в его истории – первый (к счастью, без гибели людей) произошел в Новгородской области в августе 2007 года. Оба раза диверсанты подрывали состав, следующий в северную столицу, и оба раза – на самых скоростных участках Октябрьской железной дороги, когда локомотив разгонялся почти до 200 километров в час. Адские машинки закладывались по схожей «технологии»: в безлюдном месте, на высоком участке с насыпью, с которой вагоны мгновенно валятся под откос.

После первого теракта департамент безопасности ОАО «РЖД» утвердил «Концепцию построения комплексной схемы управления и охраны инженерной инфраструктуры объектов главного хода участка Санкт-Петербург – Москва». Самые важные инженерные объекты были оборудованы системами технических средств охраны с выводом информации в диспетчерские опорные пункты, а также было введено патрулирование наиболее криминогенных перегонов силами частных охранных предприятий. К сожалению, таких, во многом избирательных, мер для обеспечения безопасности прохода поездов по стальной магистрали оказалось недостаточно.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» «Антитеррор» предусматривает, что к 2012 году технические средства защиты появятся на всех искусственных сооружениях и объектах инженерной инфраструктуры железнодорожного сообщения Санкт-Петербург – Москва. В прошлом году в рамках этой программы специалисты провели модернизацию систем телевизионного наблюдения на Московском вокзале в Петербурге и Ленинградском вокзале Москвы, а также в ряде депо по формированию поездов.
Разработчики железнодорожного «Антитеррора» уверены, что внедрение технических и электронных средств защиты позволит обеспечить тотальный контроль над инфраструктурой главной магистрали России.

Сергей Тачаев, заместитель редактора отдела спецпроектов «НВ». Фото Юрия Гольденштейна.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+5
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Слабый дождь