От Гольдони ждут нешуточных страстей
Не так давно бывший Театр сатиры на Васильевском отказался от слова «сатира» в своем названии и стал именоваться просто Театром на Васильевском, что абсолютно справедливо.
Есть еще один драматический театр, в имени которого значится жанр: Театр Комедии им. Н.П. Акимова. Его главный режиссер Татьяна Казакова упрямо держится за «бренд». Насколько полноправно владеет жанром, доставшимся в наследство, этот театр сегодня, вот в чем вопрос.
Сама Татьяна Казакова в интервью говорила, что комедия нужна народу для того, чтобы хотя бы в театре он чувствовал себя немного счастливее. Одной из последних премьер театра стал ее спектакль «Хитрая вдова» по пьесе словоохотливого и смешливого итальянского драматурга Карло Гольдони. Он – классик итальянской драматургии, его блистательные диалоги походят на игру пузырьков шампанского в бокале: они так же притягательно-вкусны и одновременно колючи. И спектакль этот вышел ему под стать. Незамысловатую историю о том, как умненькая молодая вдовушка (Елена Руфанова) обставила всех подбивающих к ней клинья иностранных женишков, предпочтя молчаливого и по уши влюбленного в нее соотечественника, актеры Театра Комедии разыграли аппетитно и гротескно. Что ни роль – актерская феерия.
Вместе с тем в декабре 2008 года на сцене МДТ прошли гастроли миланского театра «Пикколо», имя которого прославил легендарный Джорджо Стреллер и его спектакль «Арлекин». Стреллера в живых уж нет, а его «Арлекин» по тому же Гольдони продолжает жить и здравствовать, колеся по городам и странам мира. В Петербург этот спектакль тоже привозили. Равно как и «Дачную трилогию» в постановке режиссера и актера Тони Сервильо, сыгранную в МДТ. Пьесы «Дачная лихорадка», «Дачные приключения» и «Возвращение с дачи» миланским театром и его нынешним руководителем были поставлены необыкновенно для русского глаза лирично. От итальянского театра волей-неволей ожидаются нешуточные страсти и яркие краски. Гольдони в исполнении соотечественников раскрылся как итальянский Чехов: довольно деликатный, язвительный, не фонтанирующий площадными шутками, а скорее подтрунивающий над своими персонажами. Без резких тонов и заостренных характеров.
К чему я веду? Антон Павлович Чехов, юбилей которого Россия начала истово праздновать на днях, свои пьесы, как известно, подписывал комедиями. Хотя, казалось бы, нет ничего смешного в смерти Кости Треплева или погубленной жизни сестер Прозоровых. И у Чехова, и у Гольдони, когда они писали свои по сути проблемные, даже социальные (у итальянского драматурга по большей части) тексты, хватало сил улыбаться и шутить.
После премьеры в Театре Комедии на спектакль «Хитрая вдова» и режиссера Татьяну Казакову помимо похвал посыпались и обвинения в упрощении высокого-де жанра. В потакании массам, которым нужно только «поржать». К самому спектаклю можно относиться как угодно: в нем действительно есть ряд режиссерских просчетов и в то же время находок, ряд актерских удач, сценографических ошибок и одновременно оригинальных придумок. Но никакого творческого подлога совершено не было. Комедия осталась комедией. В графах «светло грустить на поставленной комедии» или «надрывать живот от хохота» возможны оба варианта. Почему нет? Главное, чтобы режиссеру было о чем сказать, а актерам – о чем играть, при этом оставаясь в жанре.