Воруют…
Чиновники практически всех государственных и муниципальных органов Мурманской области теми или иными способами нарушают закон – об этом губернатору региона Дмитрию Дмитриенко в специальном отчете о противодействии коррупции сообщил региональный прокурор Максим Ершов. Какими же нарушениями грешат госслужащие на рабочих местах?
Сотрудники прокуратуры весь прошедший год проверяли министерства, муниципалитеты и даже контролирующие инстанции, которые должны пресекать возможности злоупотребления со стороны чиновников. В основном работники правонадзорного органа выявляли конкретных персон, слишком «увлекшихся» повышенными возможностями госслужбы, и делали экспертизу законодательства на предмет коррупционной составляющей.
Пожалуй, самым скандальным ниспровергателем кодекса госслужащего, по данным доклада, стал главный жилищный инспектор области, который привлек к своей работе двух сыновей. Вместе с одним из них он создал некоммерческое товарищество. В него входили подконтрольные жилищной инспекции предприятия. Они же платили на содержание товарищества взносы. Прокуроры задались вопросом, можно ли беспристрастно контролировать тех, от кого получаешь деньги. А второй сын чиновника тоже работал в инспекции и являлся прямым подчиненным своего отца, что тоже противоречит закону. Кстати, после вынесенного прокуратурой представления главного жилищного инспектора отправили на пенсию.
Не менее неприятная история произошла с исполняющим обязанности главы областного комитета по физической культуре и спорту, который, как следует из отчета, почему-то одновременно являлся индивидуальным предпринимателем, чего по закону о госслужбе быть не должно. Чиновник пытался оправдаться. Мол, бизнесом давно не занимаюсь. Но прокуратуре удалось доказать, что в свободное от должностных обязанностей время он владеет цехом по розливу алкоголя.
В прошлом году прокуратура вообще пристально следила за соблюдением запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы. Как выяснилось, многие чиновники не предоставляют в отделы кадров сведения о доходах и имуществе. Только в администрации столицы Заполярья и городском совете депутатов таких набралось семьдесят человек. Их руководителям прокуроры внесли представления. Начальство в свою очередь привлекло нерадивых подчиненных к дисциплинарной ответственности.
Удивительно, но, судя по отчету прокуратуры, многие чиновники вне зависимости от своего статуса – люди явно нуждающиеся и подрабатывают как могут, забывая уведомить об этом свое руководство. Причем «халтурят» они нередко именно в тех фирмах, где по должности обязаны следить за порядком.
К примеру, согласно отчету, 28 сотрудников регионального Россельхознадзора «забыли» сообщить о подработках, дивидендах по акциям и процентах от вкладов в банках, не говоря уже о квартирах и машинах. Кстати, в этой организации подрабатывал каждый третий госслужащий, причем в подконтрольных управлению организациях.
Один из сотрудников Росприроднадзора кроме исполнения должностных обязанностей представлял в суде интересы частных лиц. Предупредить соответствующим образом свое начальство чиновник отчего-то не захотел. Служители закона, проводившие проверку, посчитали, что у него мог возникнуть конфликт личных и служебных интересов. В адрес руководителя ведомства, в котором он трудился, было направлено представление. Служащего лишь привлекли к дисциплинарной ответственности...
А в Оленегорске, не жалея себя, разрываясь на двух работах, трудился даже первый заместитель главы администрации. Он одновременно являлся членом правления некой коммерческой компании. Прокуратура потребовала у мэра принять меры, а когда это сделано не было, обратилась в суд. Пришлось главе города временно отстранить своего заместителя от дел, пока он не разберется, где ему больше нравится, – в бизнесе или на государственной службе.
Немало нарушений правоохранители нашли в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Выявлено, что зачастую к участникам конкурсов предъявляют неправомерные требования, а некоторых из них из-за этого и вовсе не допускают к торгам. К срокам заключения муниципальных и государственных контрактов чиновники тоже относятся весьма вольно. Во многих случаях договоры заключаются без проведения соответствующей процедуры размещения заказа.
Все три прокурора окружных прокуратур Мурманска выявили факты заключения директорами школ контрактов на организацию питания учащихся с единственным поставщиком, без проведения конкурсных процедур. Стоимость контрактов была значительной – от 200 до 600 тысяч рублей каждый. Эти директора учебных заведений стали фигурантами административных дел.
Из-за предвзятого отношения к кандидатам на охрану одного из территориальных подразделений прокуратура предъявила претензии к руководству Фонда обязательного медицинского страхования. Служителей закона возмутило, что требования, указанные в условиях конкурса, могут выполнить только милиционеры вневедомственной охраны.
Коррупционным рискам в значительной степени подвержено и исполнение муниципальных контрактов. Например, при проверке в областном перинатальном центре выяснилось, что не все инкубаторы для новорожденных введены в эксплуатацию, а ведь с поставщиками за эту работу уже рассчитались.
А еще оказалось, что некоторые контролирующие инстанции, наблюдающие за исполнением административного законодательства, порой сами не слишком хорошо ориентируются в правовых нормах.