Молоко в сухом остатке
Корреспондент «НВ» отправился в магазины за натуральным коровьим молоком. Благо введенный в прошлом году по инициативе Роспотребнадзора так называемый молочный регламент позволяет легко отличить цельное молоко от «восстановленного» (от раствора молочного порошка) – просто по надписи на упаковке. Продукт, который получен из сухого молока или даже с его частичным применением, не имеет права называться молоком – только молочным напитком. Но что происходит на практике?
Как ни странно, но все молоко, найденное в сетевых магазинах города, было – судя по надписям на упаковках – исключительно натуральным. Продавцы, которых мы просили показать хотя бы одну бутылочку «молочного напитка», искренне удивлялись. Говорили, что и не помнят, чтобы получали нечто подобное. В каждом магазине нам удавалось находить от 10 до 15 марок молока от разных производителей. Цены варьировались от 25 до 60 рублей за литровую упаковку. Разнились и надписи: «стерилизованное», «изготовленное из нормализованного молока», «обезжиренное», «питьевое», «витаминизированное», но всегда «молоко» – не было ни одного пакета, где бы было написано «молочный напиток», что бы означало: это молоко – восстановленное.
Выходит, наше сельское хозяйство втихомолку вдруг резко увеличило поголовье коров и достигло рекордных надоев, и поэтому теперь горожане пьют исключительно натуральное молоко? Вряд ли. И первыми эти сомнения подтвердили в российском Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). По данным института, почти 50 процентов молока на территории страны производится с использованием сухих смесей.
Но может, ученые из этого института ошибаются? Или, быть может, их сведения касаются не Петербурга, а каких-нибудь полярных краев, где коров не разводят? Увы, то же самое сообщили и в Центре контроля качества СПб, который проводил проверку молочной продукции в Петербурге осенью прошлого года, и в петербургском Роспотребнадзоре: от 40 до 50 процентов молочной продукции «не соответствует нормативным документам и данным маркировки о составе продукции».
Выходит, молокозаводы – или по крайней мере некоторые из них – нас дурят. Но тогда где санкции – где штрафы, увольнения, громкие уголовные и гражданские процессы? Выслушав эти вопросы, специалисты ответили, что все не так просто.
Первая проблема в том, что очень сложно доказать наличие в молоке порошковой составляющей.
– Нет утвержденных ГОСТов на метод определения наличия сухого молока в составе питьевого молока или молочных продуктов, – объяснила Надежда Крыжановская, начальник отдела сертификации серийно выпускаемой продукции Центра контроля качества СПб. – Идентификация молока на его натуральность может быть выполнена только органолептически, то есть через определение цвета, вкуса, запаха. Подобную процедуру может сделать только хорошо подготовленный специалист-дегустатор.
Примерно то же самое нам сказал и Виктор Кириллов, коммерческий директор племенного завода «Рабитицы»:
– Современные технологии таковы, что почти невозможно сказать, какая методика изготовления использовалась. А поэтому нельзя полностью доверять ни тому, что написано на упаковке, ни даже результатам анализов.
Действительно, сейчас не давние советские времена, когда порошковое молоко и сметану любой мог легко определить по вкусу – качество было не то. Нынешнее же восстановленное молоко никакого характерного привкуса не имеет.
Можно, конечно, устраивать внезапные рейды контролеров на молокозаводы с целью обнаружения в цехах мешков с молочным порошком, но здесь возникает вторая проблема.
Весьма влиятельный Российский союз предприятий молочной промышленности (объединяющий переработчиков молока) с самого начала выступал категорически против термина «молочный напиток». Он и сейчас не без успеха лоббирует свои интерсы в Госдуме – 28 января вопрос об отмене термина «молочный напиток» был даже вынесен на заседание аграрного комитета Думы. На заседании выступил и представитель Минсельхоза, который заявил, что аграрное ведомство совсем не против замены термина «молочный напиток» на более привлекательный «восстановленное молоко». Депутаты все же решили оставить в регламенте старый термин, но сами же признали – скорее всего, надпись «молочный напиток» на упаковках так и не появится. Причина – категорическое нежелание граждан брать «молочные напитки». В крупной компании «Юнимилка» нам рассказали, что с декабря 2008-го по март 2009 года они честно писали на упаковках про напиток – и полностью прогорели с этим названием. Больше напитков они не производят.
Другие же крупные молочные предприятия региона на вопрос, используют ли они сухое молоко, давали ответы в диапазоне от отрицательных до уклончивых. Публично признаться в нарушении регламента никто не пожелал.
Однако если набрать в интернете слова «сухое молоко купить», то можно получить кучу ссылок на солидные фирмы, которые занимаются поставками сухого молока, в том числе и в Петербург. Интересно, куда они его девают, если все комбинаты, по заверению их представителей, работают с цельным молоком?
Конечно, контролеров из Роспотребнадзора Союз предприятий молочной промышленности вряд ли напугал бы, даже несмотря на его связи в Думе, но ведь помимо переработчиков за отказ от молочных напитков выступают, пусть и не столь открыто, торговые сети. А у них-то лоббистских и прочих возможностей побольше, чем у всех прочих союзов, вместе взятых.
Но есть и третья проблема – молочный регламент бьет и по совхозам. Ведь в этом регламенте прописаны не только требования к розничной продаже, но и к качеству молока от производителя.
В итоге переработчики и торговцы молочный регламент попросту игнорируют, а аграрии вынуждены его соблюдать.
Все эти сложности наводят на вопрос: а зачем вообще было затевать всю эту кампанию с молочным регламентом? Может, не стоило? Стоило! Но не с введения новых норм, а с пропаганды – нужно было просто объяснить людям, что молочный напиток – никакой не суррогат, а совершенно нормальный продукт, используемый во всем мире. Летом молока всегда излишек, зимой – дефицит, а производство сухого молока снимает обе эти проблемы. Не шарахаемся же мы от полок с прохладительными напитками – так почему должны бояться молочных?
А еще, что надо было сделать заранее – как-нибудь доступно объяснить сетевикам, что молочные напитки должны стоить заметно дешевле натурального молока. Чтобы человек в магазине мог выбрать с учетом качества и цены то, что ему нужно. Хочешь натурального молока – плати рублей 25–30, не желаешь переплачивать – возьми напиток за 15. А у нас после введения регламента все осталось по-старому: что напиток, что цельное молоко – цена одна (а разница в стоимости обусловлена жирностью да громкостью бренда). Потому никто и не стал брать напитки. Хотя что нам продают на самом деле – знают только товароведы.
тем временем на северо-западе…
Регламент подкосил мелкие хозяйства Вологодчины
Еще в 2007 году Вологодская область занимала первое место в России по удельному весу производимого молока высшего и первого сортов. По итогам 2009-го по этому показателю она не попала даже в первую двадцатку. Причина проста – с введением нового технического регламента на молоко и молочные продукты, особенно в части хранения, транспортировки и охлаждения этой продукции, небольшие хозяйства, составляющие основу сельхозпотенциала Вологодчины, пока не могут соответствовать всем предъявляемым требованиям. Как следствие, на разнице сдаточных цен местные молокопроизводители несут серьезные убытки и с большим трудом пробиваются на рынки Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Вместе с тем для рядовых вологодских потребителей введение нового техрегламента осталось почти незамеченным. Никаких «молочных напитков» на прилавках магазинов так и не появилось. Их просто не стали бы брать.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологодской области
Псковский контроль бракует лишь привозную продукцию
Со дня введения в действие нового технического регламента на молоко и молочные продукты прошел год, однако в псковский городской комитет по защите прав потребителей не было ни одной (!) жалобы жителей на качество самого популярного напитка. Однако, по словам его председателя Веры Ильиной, проверки молочной продукции все равно проводят.
– Регламент коснулся не только молока, но и других продуктов, – поясняет председатель. – Были, например, жалобы на качество сливочного масла. Проверки по обращениям граждан проводятся в лабораторных условиях, а занимается этим региональное управление Роспотребнадзора по Псковской области.
В этом ведомстве, куда наш корреспондент обратился за разъяснениями, уточнили, что проверки проводятся регулярно. Проверяющие отметили такую любопытную деталь: среди нарушителей оказалась продукция только одного из предприятий, расположенных на территории Псковской области, остальное масло оказалось привезенным из других регионов страны.
Сергей Некрасов, собкор «НВ» в Псковской области
Роман Шиков