«Хотите спортсмену турбину вставить?»
На зимних Играх Попов работал одним из консультантов подготовки к Олимпиаде в Сочи. Понятно, что говорить о детальных причинах провала наших спортсменов в Ванкувере со стороны прославленного пловца было бы не слишком корректно. Однако от разговора с корреспондентом «НВ» об общих тенденциях развития российского спорта Александр ПОПОВ не отказался. Более того, в отличие от многих чиновников и тренеров не стал приукрашивать действительность.
– Если рассуждать о катастрофических результатах, которые мы показываем в Ванкувере, то реально ли исправить ситуацию к 2014 году?
– За четыре года?! Нет, невозможно. Потому что весь тренировочный процесс необходимо выстраивать заново.
– И когда же сможем конкурировать с ведущими странами?
– Если возьмемся за дело, то что-то начнет получаться на летних Играх в Бразилии и зимних 2018 года. Заметьте, в Ванкувере мы потеряли даже фигурное катание. Две медали. Только серебро и бронза. Неоспоримый факт, что это провал. Причем все отдали без боя. Сами себя изнутри побили и проиграли.
– Как и в других видах?
– Да, но что вы так переживаете по этому поводу? Это абсолютно естественный процесс. В России и принято все чересчур преувеличивать. Наша уникальная черта: ничего хорошего не сделав, размазывать друг друга. Но если мы не ценим то хорошее, что было, как двигаться вперед? Никак.
– Многие утверждают, что к работе в спорте надо привлекать молодых менеджеров со свежими взглядами на организацию всего процесса подготовки. Согласны?
– Я живу в России, работаю в спортивном обществе «Локомотив», и иногда меня привлекают к мероприятиям Федерации плавания России…
– Но вы ведь там ни за что не отвечаете.
– Потому что у федерации есть свой президент, другие люди.
– А вы как свадебный генерал?
– Ну разве я могу быть свадебным генералом?! Послушайте, если я сейчас начну рассказывать обо всем, что происходит внутри, то вы либо от смеха умрете, либо расплачетесь… А вообще надо понимать, что в нашем спорте ничего в ближайшее время не изменится. Чтобы вывести спортсмена на уровень призера Олимпийских игр, надо 12 лет. Ребенок, которому сегодня 7 лет, сможет что-то выиграть только в 19. При этом для него еще надо найти тренера, который соображает, что должен делать.
– Но можно ли форсировать события, сократить 12-летний срок?
– Можно. Но не нужно. Вы хотите спортсменам турбину вставить? Это опасно, могут поймать на допинге.
– Может, привлекать иностранных тренеров?
– Хиддинк уже был и что он нам оставил?
– Бронзовую медаль Евро-2008.
– А кроме этой медали? Вот он пришел, на него «высадили» кучу денег, так он после себя оставил какое-нибудь наследие, последователей? Нет!
– Так ведь и местные тренеры тоже немногое оставляют.
– Вот в этом-то и проблема. Мы можем тратить сколько угодно денег на спорт, то нефти накачаем, то газу надуем, то еще что-нибудь придумаем, а все без толку. А все потому, что на результат влияет не количество денег, а эффективность их использования. Не надо тратить миллиарды на то, что стоит копейки. Вы вот лучше спросите наших чиновников, почему они строят спортивные объекты по тем ценам, по которым строят. А я… А я можно пойду?