Культура

Роман Виктюк: «Театр должен осмыслять мифы»

04 мартa

Признанный эстет российской сцены режиссер Роман Виктюк привозит в Петербург три спектакля – «Мастера и Маргариту», «Саломею» и легендарных «Служанок», – в которых он нашел магическую формулу идеального спектакля о любви – ничего не играть, а лишь демонстрировать публике феерическую красоту. Накануне гастролей режиссер дал интервью «НВ», но беседа вышла далеко за рамки визита в Петербург.
– Человечество, всю свою историю стремившееся к Прогрессу, вдруг осознало, что на самом деле оно стремилось к Комфорту. С большой буквы. Оба слова. И оно его добилось. Что же дальше? Французский культуролог Жан Бодрийяр сравнил сегодняшнее мировое состояние с состоянием клеток, беспредельно размножающихся при нарушении генетического кода.

– Роман Григорьевич, а чем же плох комфорт?

– Если условно, то жизнь можно представить в виде треугольника. Нижняя часть состоит из множества взаимозаменяемых субъектов. Это наша жизненная толчея, суета. Пик треугольника – идеальное качество. Дух. Боковые стороны состоят наполовину из количества, наполовину из качества – материи и духа. Сегодня в этой конструкции на место Духа, ибо свято место пусто не бывает, пришел расчет, деньги – два призрачных фантома. Из мира ушла Тайна. Нижнее горизонтальное пространство безвоздушно и бездуховно, в нем нет ни окон, ни дверей. Оно закрыто, даже энергетика Бога туда проникнуть не может. А при отсутствии сознательной отрешенности в общении человека и Бога есть лишь общение человека с человеком.

– Как-то вы говорили, что режиссеру нужно подходить к магическому пространству сцены с организмом, очищенным от всего того, что связано с суетой вокруг нас. Что помогает вам сохранять в себе эту чистоту?
– Творческие люди обречены на одиночество. Но это не то одиночество, которое приводит человека в отчаяние. Это самая высокая форма духовного роста, не жертва, а состояние, когда, наверное, Всевышний поцеловал тебя в лоб. И если не ощущать этого, то свет, который есть в тебе, исчезнет, а если нет света в тебе, то нет его и в артистах, которые приходят к тебе. А сохранять в себе чистоту мне в первую очередь помогает классическая музыка, которую я каждый день слушаю часами, – она очищает мою энергетику от тех шлаков, которые попадают в меня за день. У меня отдельная комната полностью отведена под музыку. Другой энергетической пищей для меня является философия начала века: Бердяев, Шестов, Франк. Философская мысль Розанова.

– Того Розанова, который написал в «Апокалипсисе нашего времени», что все проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания? Разве это может дать позитивную энергию?

– «Апокалипсис» был написан Розановым под впечатлением революции 1917 года. А до этого на магической земле Санкт-Петербурга, когда энергия земли и неба соединилась, когда соединились фибры души человека с фибрами мира, возник Серебряный век и философский Ренессанс, исследовавшие энергетические глубины человека. Достоевский говорил, что смирение и раскаяние начинается после преступления. На протяжении этого века было совершено два преступления. Преступление Целого против Человека – революция, Сталин, война, ГУЛАГ. А в дни перестройки и далее – восстание Личности против Целого. Все с большой буквы. Политика в этом восстании удовлетворяет свои амбиции, стремится преуспеть. Царит хаос. И сейчас мы должны жить в ожидании такой же духовной вспышки. Эта вспышка не должна пугать, так как она произойдет в душах свободного и независимого молодого поколения.

– И какое место в этом процессе вы отводите театру?
– Мне кажется, что назначение искусства – быть проводником мировой энергетики. Из театра сегодня действительно ушел дух. Мрак стал нормой и жизни, и произведений, которые театр на своих подмостках представляет. В этом театре все человеческие комплексы стали нормой. Из собственной пустоты, возведенной в ранг «духовности», состоит подпольный мир, подпольный ад, о котором говорил Достоевский. Театр должен давать возможность человеку соединиться с космосом.

– Вы думаете, сегодняшнему зрителю это надо?
– Конечно! Во время театральных медитаций происходит колоссальный выброс и обмен энергии. В сегодняшнем театре забыли, что человек – это тайна, которую надо познать. В театре сегодня может быть шок только от одного – от подлинного сердечного откровения. Цель искусства – наслаждение. Поэтому, скажем, в «Саломее» голову Иоанна мы не показываем окровавленной или катящейся по полу – она у нас просто символ, как и белая хризантема, обозначающая жертвенность. В нашем театре большинство деятелей зациклено на той театральной структуре, которая сегодня уже отмирает. Структуре, замешенной на материализме, раскрывающей только внешнюю оболочку.

Меня интересует биоэнергетика, подсознание. В каждом человеке есть секрет, и каждый из нас обязан через какую-то телесную структуру отыскать свою вторую часть, восстановить разорванное. Оказывается, этому служат ощущения, зигзаги и вибрации тела. Чувственное тело постоянно ищет, поэтому бороться с этим бессмысленно. И не имеет значения, та или эта будет половинка, нельзя осуждать ни ту ни другую. Я за ту многообразную структуру, в которую нас вселил Бог.

Сейчас театр должен начать осмыслять мифы. Можно назвать это как угодно, хоть неоромантизмом. В мифе заключена концентрация Тайны, той самой, что ушла сегодня из нашего театра, из нашей жизни. И молодое поколение должно осмыслить эти азы культуры, от которых мы были насильно отлучены, на своем уровне, поверяя на самих себе извечные проблемы человечества.

Беседовала Елена Боброва
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь