Общество

Бездетная политика

18 мартa

В России взят курс на улучшение демографической ситуации в стране, но, решившись на рождение ребенка, семьи остаются один на один со своими проблемами.

Несколько громких скандалов, связанных с живущими за рубежом маленькими россиянами, потрясли нашу страну и стали самыми обсуждаемыми темами как в СМИ, так и в кабинетах чиновников. Так, судьба Роберта Ранталы, которого в начале февраля финские органы опеки забрали из семьи, сейчас решается на самом высоком уровне. Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова, в ситуацию вмешивался и министр иностранных дел Сергей Лавров. Между тем в нашей стране проблем у семей с детьми не меньше, а может, и больше, чем в Европе.

Одну из них на вчерашней видеоконференции с министрами и губернаторами поднял президент России Дмитрий Медведев. Речь шла об обеспечении жильем детей-сирот, программе, которая, по мнению президента, «не работает абсолютно». Увы, список существующих, но не работающих программ, касающихся улучшения качества жизни детей, указанной проблемой не исчерпывается.

В России идет борьба за демографию, стимулируемая материнским капиталом, единовременными выплатами на рождение ребенка и прочими пособиями. И эта борьба уже приносит свои положительные плоды. По данным Росстата, если в 2005 году в России родились 1,45 миллиона детей, то уже в 2008-м их число возросло до 1,71 миллиона. Снижается и младенческая смертность. Но проблемы, которые мы имели и со стремящейся вниз кривой рождаемости, так и не решены. Первопричину всех бед, по мнению многих экспертов, следует искать в отсутствии целостной государственной семейной политики. О необходимости разработки ее новой концепции после разграничения в государстве бюджетных полномочий усиленно заговорили в Год семьи, которым был объявлен 2008 год, но до сих пор все остается на уровне деклараций, намерений и выработки отдельных концепций.

– В отсутствии четкой государственной семейной политики кроется корень большинства зол, – сказала корреспонденту «НВ» член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. – Можем ли мы сегодня обеспечить качественную жизнь детям, которых призываем рожать? Хотим мы это сделать или нет? Спросив, сколько детей нам нужно, вы услышите: «Много!» А какими они должны быть? Ответа нет.
– Россия подспудно или явно пытается с помощью демографии решить экономические темы, – высказывает свою точку зрения заместитель директора Института демографии ГУ-ВШЭ Сергей Захаров. – Финансовые же стимулы никак не влияют на желаемое число детей в семье. Это хорошо видно на примере Швеции, которая в 1980-е годы тоже проводила подобную политику.

К благу семей и детей, которые уже живут, внимание куда менее пристальное, чем к еще не родившимся. В свое время, когда рождаемость снижалась, стали закрываться детские сады и ясли. Если в 1995 году их было 68,6 тысячи, в 2000-м году стало уже 51,3 тысячи. На конец 2008 года детских дошкольных учреждений насчитывалось 45,6 тысячи. Государство стремилось к экономической целесообразности, и в итоге бывшие дошкольные учреждения заняли фирмы и фирмочки. Но когда призыв рожать сработал, через некоторое время во многих регионах возникла острая нехватка детских садов. Так, в 2006 году, по данным Министерства образования, охват детей услугами дошкольного образования составлял 61,3 процента, значительно отставая от советских показателей. Началось строительство новых детсадов, полились потоком бюджетные средства. Сегодня Минздравсоцразвития рапортует, что на 100 мест приходится лишь 111 детей-очередников. Однако уже несколько лет идет процесс оптимизации школьных учреждений, а проще говоря, закрытия малокомплектных школ. Чиновники говорят о стремлении давать более качественное образование, но из этого стремления явно торчат экономические «уши». Что будет через несколько лет, когда дети, которых сейчас усиленно пытаются охватить строящимися дошкольными учреждениями, вырастут в школьников? Вероятно, начнется спешное строительство новых школ.

Пресловутая экономика, а не декларируемая забота о детях просматривается и в сокращении количества детских домов и интернатов в ряде регионов.

– По нашим оценкам, к 2010 году число учреждений для детей-сирот сократится примерно на одну четвертую, на 400 учреждений, а число детей в них – примерно на 35 тысяч человек, – отчитывался в прошлом году в Госдуме министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Несколькими годами ранее, когда началась массивная пропаганда усыновления, Алина Левитская из Минобразнауки уверяла:

– Мы категорически против закрытия в виде какой-то акции детских домов.

Однако на местах передача детей в приемные семьи в ряде случаев превратилась в гонку. Особенно после вступления в силу 131-го закона, когда финансирование детских учреждений перешло в ведение субъектов. Были и печальные последствия «усердия» руководства детских домов и законодательной непродуманности. Например, статьи 127 и 146 принятого в 1995 году Семейного кодекса РФ содержали размытые формулировки, согласно которым при назначении ребенку опекуна или попечителя должны учитываться «нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), а перечень требований к желающему взять ребенка заключался в наличии соответствующего жилья, стабильной заработной платы, отсутствии медицинских противопоказаний и отсутствии на момент усыновления судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Лишь после того, как выявились случаи усыновления сирот судимыми педофилами, депутаты Госдумы внесли в кодекс соответствующие поправки.

Расхлебывать приходится и другие последствия гонки за усыновлениями, которую стимулировали в том числе пособиями на содержание детей.

– Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, выступая у нас в Госдуме, заявил, что только за 2008 год было обратно возвращено приемными родителями в детские дома 8 тысяч детей, – рассказывает Нина Останина. – Рассылают детей по семьям, которые на деле оказываются не готовыми принять чужого ребенка и стремятся лишь к получению пособия, а потом оказывается, что и денег не надо – только заберите малыша назад. И получается, что детей бросают не один раз. Из-за такого многократного предательства дети превращаются в озлобленных волчат. Что мы потом получим? Далее: детей этих привели, а детские дома закрыли. На сегодня уже чуть менее пятисот. Детей обратно возвращать некуда. Второе – произвольно сливают детские дома. Но при этом хоть один спросил, каково ребенку переехать в другой детдом? Не так давно я делала запрос в Минобразования и получила ответ, мол, да, детские дома закрываются, в регионах это делается зачастую непродуманно. Мониторинг же того, как устроены дети в этих учреждениях, по сути, не ведется. Постоянно поднимаю эти темы в Госдуме, и всякий раз это оказывается «неуместно». Я вообще предлагаю создать депутатскую комиссию по расследованию положения в российских детских домах.

Если с отслеживанием положения асоциальных семей, лишением прав нерадивых родителей ситуация начинает выравниваться, во всяком случае в крупных городах, то с профилактикой сиротства не все ладно. Сколько таких случаев, когда у нерадивой мамаши изымают детей, а через некоторое время она снова ходит беременной!

– Многие считают, что многодетные семьи в большинстве маргинальны, – продолжает Нина Останина. – На деле маргиналов среди них не более трех процентов, хотя и это значимое число. Материальными мерами здесь бороться нереально – рублем высокую нравственность не купишь. Низкие внутренние нравственные барьеры, думаю, стали следствием отсутствия целенаправленной политики нравственного воспитания. Но материальная помощь, думаю, в любом случае позволит хоть как-то решить проблему этих семей. Увы, государство свело на нет свое присутствие в семье, а всю семейную политику сбросило на региональный уровень. Сегодня все, что касается семьи, начиная от многодетной и заканчивая молодой, зависит от политической трезвости губернатора. Далеко не все регионы имеют какие-то нормативные документы, которые касаются поддержки многодетных семей. Но разве нерадивая многодетная семья живет изолированно от общества? Да раньше на таких все общество влияло! Но сейчас это никому не нужно.
Не нужно до такой степени, что когда в прошлом году в Нижегородской области мать-проститутка погибла на трассе, оставив дома закрытыми двух малышей, никто из соседей даже ухом не повел, слыша несколько дней истошный детский плач. Так малыши и умерли от голода…

– Сегодня в нашей стране семья остается один на один со своими проблемами, – резюмирует Нина Останина. – 32 региона выплачивают ежемесячные детские пособия в размере от 70 до 100 рублей. В Норвегии это тоже проблема муниципального бюджета. Но сам размер детского пособия достигает почти тысячи долларов, есть всевозможные налоговые льготы для многодетных семей, бесплатное среднее и высшее образование. Когда я спросила норвежских чиновников, откуда такое богатство, мне сказали: «Мы богатая страна, у нас нефть». У нас тоже нефть…

А еще у нас Жилищный кодекс позволяет супругу при разводе продать свою часть жилой площади кому угодно. А еще милиция предпочитает закрывать глаза на то, что муж дубасит жену. А еще, поднимая вопрос о налогах, бедности и социальном неравенстве, государство имеет в виду отдельных индивидуумов, а не домохозяйства, как принято в развитых странах. И призывы ввести налоговые льготы для людей, на иждивении которых находятся дети, пока остаются неуслышанными. И сколько еще лет нам потребуется на решение проблем, которые развитые страны давно решили?

тем временем…

 

Тысячи детей страдают от насилия

По данным главы СКП Александра Бастрыкина, в 2008 году были убиты более полутора тысяч детей, зафиксировано 62 тысячи насильственных действий. За различные нарушения прав детей и издевательства над ними 27 тысяч родителей, как кровных, так и приемных, были привлечены к административной ответственности, к уголовной – свыше 1,7 тысячи. За прошлый же год в России были убиты свыше 500 детей, жертвами изнасилований стали около тысячи несовершеннолетних.

Очередь на «сиротское жилье» растет

На состоявшейся вчера видеоконференции с министрами и губернаторами президент России Дмитрий Медведев поднял вопрос об обеспечении жильем детей-сирот, назвав ситуацию «очень сложной». По словам вице-премьера Александра Жукова, государство на эти цели предусматривает около 1 миллиарда рублей.
– Сумма не очень большая, но для того, чтобы получить эту субсидию, надо и в региональных бюджетах деньги предусматривать, – заявил он.

Но президент увидел причину проблемы в том, что «программа не работает абсолютно», и поручил до 1 июня подготовить изменения в законодательство, касающиеся сохранности жилья детей-сирот. На совещании было заявлено, что очередь на «сиротское» жилье растет в геометрической прогрессии. Если в 2008 году детей-сирот в России насчитывалось около 80 тысяч, то к концу 2009 года их количество выросло до 183 тысяч.

Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно