Фирдаус Кабиров: «За руль грузовика сел без энтузиазма»
Фирдаус Кабиров – один из сильнейших раллийных гонщиков мира. Он дважды побеждал на «Дакаре» вместе с командой «КамАЗ-Мастер». При этом он не только блестящий гонщик, но и великолепный конструктор. В беседе с корреспондентом «НВ» Кабиров рассказал о конкуренции с зарубежными командами и особенностях управления грузовиком.
– Вы известны не только участием в «Дакаре», но и победами в других раллийных гонках, причем на легковых автомобилях. За рулем какой машины вы чувствуете себя более комфортно?
– Эти ощущения очень сложно сравнить. Грузовик – тяжелый, инертный, у него огромная подвеска, большие габариты, высокая посадка. Но за годы участия в различных гонках вырабатывается определенный стиль управления автомобилями.
– «КамАЗ-Мастер» уже несколько лет ездит на одних и тех же грузовиках. За счет чего растут результаты команды?
– Да, мы не меняем саму машину, но постоянно улучшаем ее, дорабатываем, испытываем, экспериментируем. И в этом плане достигли больших успехов. В отличие от наших соперников. Автомобиль получился очень надежным и в то же время простым в обслуживании. В гонке ведь что главное – ехать без лишних остановок. Если постоянно менять машины или участвовать в «Дакаре» на недоведенном до ума автомобиле, то однозначно будут возникать проблемы. Впрочем, еще есть к чему стремиться. Все-таки некоторые технические элементы у конкурентов лучше, чем у нас.
– Когда впервые сели за руль КамАЗа, могли представить, что станете побеждать на этой машине в легендарном марафоне?
– Нет. До 2002 года, пока не появились первые высокие результаты, не думал об этом.
– Завидовали тем, кто продолжал выступать на легковых автомобилях?
– У меня довольно долго сохранялось какое-то чувство неудовлетворенности. Можно сказать, что я без особого энтузиазма сел за руль грузовика. Не понимал, как на нем, таком неповоротливом, можно гоняться. Однако однажды на ралли в Польше я выступил в качестве штурмана. За рулем сидел Владимир Гольцов. Он так здорово вел машину, что я понял: нет разницы, чем управлять, если ты мастер своего дела. А теперь меня вообще не интересуют легковые автомобили, в ралли-рейдах даже не сяду за какой-нибудь джип. На грузовике ездить намного интереснее.
– Правда, что в ближайшем «Дакаре» вы будите выступать все же на новой машине?
– Да, мы хотим испытать грузовик, созданный в прошлом году. Но это будет не принципиально новый автомобиль, а эволюционная модель.
– Реально ли в России повысить популярность вашего вида спорта?
– Гонки на грузовиках – чисто профессиональное увлечение. Они никогда не станут массовыми. Автоспорт – не важно, грузовой, раллийный, формульный – очень дорогое удовольствие. Когда я был молодым парнем, у нас существовали различные клубы, где могли заниматься все увлеченные этим делом люди. Нас бесплатно снабжали всем необходимым – только занимайся. А сегодня, чтобы молодому парню участвовать в гонках, требуется как минимум 400–500 тысяч рублей, чтобы подготовить к соревнованиям даже самую простую легковую машину. Откуда взять такие деньги? Хотя желающих заниматься много.
– Вы учились в Казанском авиационном институте. Наверное, мечтали покорять небо, а не пески Сахары?
– О небе не мечтал, потому что занимался разработками, меня интересовала техника. На втором курсе института пришел в спортивный клуб «Икар-КАИ», где также стал заниматься решением конструкторских вопросов. А потом мы создали свою раллийную команду и шаг за шагом приближались к триумфу на «Дакаре».
– У вас в команде существует соперничество между экипажами?
– Я не могу говорить за всех. Но наша общая позиция такова: главное, чтобы КамАЗ был на финише, а кто за рулем – неважно. Об этом мы говорим и молодым ребятам.
досье «нв»
Фирдаус Кабиров родился 19 мая 1961 года. Дебютировал в раллийных гонках в 1988 году. Победитель «Дакара» 2005-го и 2009 годов. Кавалер ордена Мужества, ордена Почета, ордена Дружбы, лауреат Государственной премии Российской Федерации, заслуженный мастер спорта.
Беседовала Валентина Карелова