Общество

Прохоромобиль

20 мартa

На встрече с Владимиром Путиным миллиардер Михаил Прохоров пообещал запустить в производство «экомобиль». Премьер-министр одобрил эту инициативу и даже дал указание ведомствам поддержать ценное начинание. Но насколько реальна реализация этого проекта в ближайшем будущем?

«Экомобиль» – значит целиком или частично «электромобиль». Причем в немалой степени основанный на разработках зарубежных ученых и конструкторов, которые, в отличие от наших, уехали уже довольно далеко от авто ХХ века.

Иностранным электромобилестроителям уже сейчас есть чем похвастать: спорткар Tesla Roadster с максимальной скоростью 300 км/ч, электрический кроссовер ZAP-X мощностью 644 л. с., британский грузовой Modec за вполне реальные 50 тысяч долларов... И мнение, будто внедрению электроавтомобилей препятствует отсутствие розеток на улицах, тоже давно устарело. Проблема теперь не в емкости «батареек», а в их цене. Вынужденно используемые никель-металлогидридные аккумуляторы не способны хранить нужное количество энергии. Литиево-ионные батареи из наших мобильников и ноутбуков гораздо лучше, но они в 2–4 раза дороже и недолговечны. Правда, уже появились научные решения в несколько раз более удачные, но настолько же и более дорогие. Правительства некоторых стран принимают программы дотаций покупателям, но практичный электромобиль все равно пока минимум вдвое дороже обычного. Единственное реальное достижение – бензиново-электрические гибриды, сочетающие под капотом прошлое с будущим.

Развиваются и родственные технологии. Например, в чуть модифицированном привычном моторе сжатый воздух в сочетании с бензином экономит от 15 до 30 процентов топлива и вдвое снижает выбросы. При этом нужен лишь баллон со сжатым воздухом весом 30 килограммов, тогда как у электрогибридов аккумулятор и электромотор намного тяжелее. Такой автомобильчик стоит примерно 10 тысяч евро, что сопоставимо с обычным. Французская MDI уже испытывает свои пневмодвигатели в автобусах и спецтехнике, лицензию на их производство купила индийская Tata Motors, а в этом году MDI начинает продажи машин в США.
В экономически развитых странах электро- и гибридо-автомобили считаются весьма перспективными. Но для России они малопригодны, во всяком случае в ближайшем будущем. Для того чтобы освоить производство подобной машины, пришлось бы с нуля создать несколько отраслей промышленности. Поэтому наиболее приемлемый для нас вариант – автомобиль максимально экологичный и экономичный (с расходом топлива не более 2 литров на 100 км). Технически такая задача вполне реальна, но сможет ли это авто стать народным?

Конструкторы некоторых – опять-таки зарубежных – компаний уже добились в этой области впечатляющих результатов. Так, Aptera Motors сегодня выпускает, правда штучно, трехколесный аппарат, расходующий 1 (!) литр бензина на сотню километров пробега при скорости 90 км/ч и способный разгоняться до 100 км/ч за 10 секунд. Стоимость этого чуда – 30 тысяч долларов. Но есть уже и серийные четырехколесные машины, способные демонстрировать схожие показатели: Volkswagen Lupo и Audi A2 потребляют не более 4 литров на те же 100 км. Тут залог успеха – масса: снижая ее на 10 процентов, мы уменьшаем расход топлива на 7.
И пути снижения массы автомобиля тоже известны. Кузов из углепластика при производстве свыше 50 тысяч авто в год стоит 4 тысячи долларов, а весит всего 180 кг, что позволяет снизить расход топлива на 35 процентов! Сверхлегкие сиденья и изолирующие панели за тысячу долларов позволяют сэкономить на топливе еще 8 процентов. Замена всех стекол поликарбонатом приводит к удорожанию модели на 5 тысяч долларов, но зато экономит еще 15 процентов топлива. Если вместо кабелей, проводов, громоздких блоков аудио-, видео- и навигационных систем установить тонкий экран за тысячу долларов, выиграем еще 2 процента. Легкие магниево-углепластиковые колеса и шины с кремнеземом, которые вдвое дороже обычных, вместе с подвеской по последнему слову техники стоят 6 тысяч долларов, но сберегают еще 12 процентов.

Остается главное. Еще в январе 1982 года на обложке крупнейшего европейского журнала Popular Science («Популярная наука») был изображен обычный двигатель внутреннего сгорания, но… из пластика. Немецкий конструктор Матти Хольцберг с тех пор не раз доказал, что его детище ни в чем не уступает своим металлическим аналогам, а в производстве вдвое дешевле. Тем не менее производители отказываются от заманчивой возможности, поскольку не готовы к ней чисто психологически. Допустим, что наши будут сговорчивее – вот вам еще сразу 30 процентов экономии топлива.

В итоге получается: автомобиль очень экологичный и экономичный, но даже при массовом выпуске будет стоить не меньше 50 тысяч долларов. В общем идеи прекрасны, вот только потребители мешают…

Михаил Прохоров, инициатор выпуска нового автомобиля, уже заявил, что это будет совершенно новая машина, благодаря которой отечественный автопром сумеет «перескочить через две технологические ступени». В чем секрет этого «перескакивания», бизнесмен не объяснил, указав только, что модель будет работать не на бензине и не на электричестве, а на природном газе «по причине того, что у нас очень много газа». Насчет газа все верно, а вот что касается остального… Переходники с бензина на газ мы уже проходили в недалеком прошлом – по бедности и в связи с бензиновым дефицитом. Даже «жигулевские» движки воспринимали газ плохо, что уж говорить о современных моторах, куда более нежных! А на какие-либо научные разработки господин Прохоров времени не дает. У него уже все просчитано: начало массового производства намечено на середину 2012 года, первоначальный объем – 10 тысяч авто в год, цена будущего изделия – 8888 евро в базовой комплектации. Вот только каким именно будет этот новый автомобиль и будет ли он действительно новым, неизвестно.

Сергей Назаров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно