На старт! Внимание! Финиш!
В воскресенье Дженсон Баттон на «Макларене» стал победителем Гран-при Австралии. А гонщик «Рено» Виталий Петров сошел с трассы еще раньше, чем две недели назад в Бахрейне, – на 10-м круге. Тем не менее шлем российского пилота рано посыпать пеплом.
Всю гонку в Австралии он отчаянно боролся с собой и со своей машиной. В общей классификации болтался где-то в районе 13-го места и никак не мог справиться с 20-летним Хайме Альгерсуари. У испанского юнца с непроизносимой фамилией опыта с гулькин нос, машина слабее, но угнаться за ним не было никакой возможности. А кое-кто только в самой концовке гонки вымучил «почетное» 10-е место.
Это не о Виталии Петрове. О Михаэле Шумахере. Нет смысла сомневаться в отсутствии мастерства у пилота, который перестал быть Красным Бароном и никак не может стать Серым Кардиналом. Проигрывает Шумахер своему партнеру по «Мерседесу» Нико Росбергу по всем статьям! А напоминаю я об этом к тому, что сезон в «Формуле-1» состоит из 19 Гран-при и как минимум до лета делать какие-то выводы могут либо отъявленные дилетанты, либо гениальные мэтры автоспорта. Последних в нашей стране, по-моему, нет.
У Петрова пока действительно не получается блестящего дебюта в чемпионате мира. Два этапа – это в общей сложности более 600 километров, но россиянин продержался на трассе всего 130 километров, 22 круга. Третий результат с конца. Однако давайте выведем за скобки гонку в Бахрейне. Сход Виталия на 14-м круге стал следствием технической неисправности. Такое в автоспорте случалось и будет случаться со всеми. В Австралии же дела у Петрова обстояли значительно хуже. Виталий ошибся в решающий момент субботней квалификации и остался на 18-м месте, а на следующий день ошибся уже в решающий момент гонки и остался на обочине. Но и просчеты пилотов тоже неотъемлемая и, к слову, порой весьма зрелищная часть «первой Формулы». Так, триумфатор 2008 года Льюис Хэмилтон стал бы чемпионом годом раньше, если бы, заезжая в боксы на Гран-при Китая, не промахнулся мимо поворота. А в 1999 году Мика Хаккинен вылетел с трассы в Монце, перепутав скорости на своей полуавтоматической коробке передач. Его слезы обошли телеэкраны всего мира, но через несколько месяцев финн выиграл второй титул подряд.
Петрову сейчас тяжело. Знаю, как для него важно достойно представлять Россию на вершине мирового автоспорта, как он мечтает привить нам с вами любовь, а главное, понимание автогонок. Не берусь судить насчет любви, но как раз с пониманием дело обстоит туго. Если исходить из нынешних высказываний в СМИ, выходит, что в России от Петрова сразу ждали если не подиумов, то борьбы за места в первой шестерке. Но почему?! Так резво начинают лишь те дебютанты, которые через несколько лет становятся истинными легендами, те, кто на протяжении всей карьеры демонстрирует невероятную скорость, те, кто попадает в «Формулу-1» не в 25 лет, а значительно раньше.
На самом же деле Петров никогда не показывал феноменальных скоростей. Он достаточно быстр для того, чтобы стать вице-чемпионом серии GP-2, и для того, чтобы ехать в темпе середняков «Формулы-1», а на старте и вовсе обставлять этих соперников. Но, скорее всего, на данный момент ему не хватает психологической устойчивости. Он находится в ситуации, когда самая большая в мире, но столь невежественная в автоспорте страна требует от него побед; он выступает на деньги своего отца, и каждая ошибка в пилотировании снижает его шансы привлечь потенциальных спонсоров; он вынужден оглядываться на партнера по «Рено», потому что если он наберет меньше 25 процентов очков по отношению к Роберту Кубице, то команда не продлит с ним контракт. Вы только представьте, насколько это тяжелый с моральной точки зрения пресс. Стоит подождать еще несколько гонок, а потом уже делать обобщения. Более того, есть предчувствие, что уже в ближайшие выходные в Малайзии Виталий наберет первые очки в чемпионате. А вот дальше – посмотрим.