«Самое трудное – подобрать ансамбль»
Пасхальный фестиваль основан в 1967 году Гербертом фон Караяном. Марис Янсонс в 1969–1970 годах учился в Вене и оттуда позвонил Караяну и получил приглашение приехать в Зальцбург. «Помню свое первое впечатление от Фестшпильхауса: зашел туда и буквально обомлел от восторга, – вспоминает маэстро. – Я впервые услышал уникальное звучание берлинского оркестра и был абсолютно сражен: какой артистизм, какое совершенство исполнения! Караян в тот год ставил «Гибель богов» Вагнера…» В этом году на Пасхальном фестивале сэр Саймон Рэттл тоже представляет «Гибель богов» – совместное производство Пасхального фестиваля и летнего фестиваля во французском городе Экс-эн-Прованс…
–Да, это стало традицией, – говорит Марис Арвидович ЯНСОНС. – Дело в том, что площадка в Эксе считается летней резиденцией оркестра Берлинской филармонии. За последние четыре года там поставили все части вагнеровской тетралогии. Все спектакли после летних представлений поочередно привозят на зальцбургский Пасхальный фестиваль.
Пасхальный фестиваль считается одним из самых престижных в мире. Он не очень велик, длится всего восемь дней: начинается в субботу перед Вербным воскресеньем и продолжается до самой Пасхи, до Светлого воскресенья. Программа составлена из двух циклов: один оперный спектакль и три симфонических концерта. Во втором цикле все повторяется. Таким образом, я исполню «Реквием» Верди дважды: 30 марта и 2 апреля.
Схема может слегка варьироваться, но неизменным остается участие в фестивале Берлинского филармонического оркестра. Фактически это фестиваль берлинского оркестра; так же как на летнем Зальцбургском фестивале оркестром-резидентом всегда выступают Венские филармоники.
Герберт фон Караян создал Пасхальный фестиваль специально для своего оркестра. С самого начала фестиваль сложился как экстраэлитное мероприятие. На него приезжает очень богатая публика, которая ценит и понимает классическую музыку. Билеты на концерты безумно дороги.
Два концерта и оперу проводит главный дирижер оркестра – Саймон Рэттл. Третий концерт всегда отдается приглашенному дирижеру. В прошлом году выступал Бернард Хайтинк, в позапрошлом году – Сейджи Озава.
– Каков Зальцбург фестивальной весной?
– Я бывал там и весной, и летом, и когда в городе нет никаких фестивалей. Конечно, вы сразу чувствуете, проходит фестиваль в городе или нет. Во время фестивалей все вокруг оживляется, жизнь кипит, улицы становятся многолюдны. Ты ощущаешь положительную энергию праздника, музыки, дружелюбная атмосфера окружает тебя повсюду, куда бы ты ни шел. Выйдешь на улицу – люди улыбаются, обсуждают концерты.
Вечером перед Фестшпильхаусом на Фестивальной улице – столпотворение, огни, вереницей подъезжают черные лимузины и желтые такси, высаживая у парадного входа в зал роскошную публику в вечерних туалетах. После концерта или оперы все идут в ресторан: не только поужинать, но и для того, чтобы обсудить, осмыслить услышанное.
Качество исполнения на Пасхальном фестивале – самое высокое, какое только можно вообразить. Берлинские филармоники, конечно, уникальный коллектив, я давно люблю этот оркестр и часто с ним выступаю. У него очень спонтанный, живой стиль игры. Каждый музыкант играет с полной отдачей, будто у него сольный концерт. На сегодняшний день Берлинские филармоники – самый высокооплачиваемый оркестр в Европе. Оркестр получает субсидии и от Берлина, и от государства.
– Неужели они получают больше, чем музыканты вашего оркестра, амстердамского оркестра «Концертгебау»?
– Да, значительно больше. Голландские оркестры никогда не получали таких денег, как швейцарские и немецкие оркестры. В Голландии и цены ниже; их уровень жизни и уровень зарплат значительно отличаются от немецкого. Однако самый высокооплачиваемый в Голландии оркестр – королевский «Концертгебау».
– В прошлом месяце вы трижды дирижировали «Реквиемом» Верди в зале Берлинской филармонии, с «берлинцами» и хором Баварского радио. Можно сказать, что это сочинение тщательно подготовлено и трижды «обкатано» в концертах. Собираетесь ли вы проводить дополнительные репетиции в Зальцбурге?
– Обязательно, у нас запланирована вечерняя репетиция. Дело в том, что в Зальцбурге предстоит смена солиста: с нами будет петь Йонас Кауфман.
– А кто пел теноровую партию в Берлине?
– Ломелли, потрясающий молодой парень, мексиканец. Совсем еще мальчик, очень обаятельный. Он числится в группе стажеров «Оперы Сан-Франциско»
.
– Вам прежде доводилось работать с Йонасом Кауфманом?
– Пока нет…
– Сейчас он – главный кумир немецкой и австрийской публики. Недавно покорил Париж исполнением партии Вертера в опере Массне…
– К сожалению, Кауфман не мог петь с нами в Берлине, он был занят. Но сейчас он свободен – да и кто может отказаться от выступления на Пасхальном фестивале! Конечно, я мог бы оставить в составе Ломелли, тогда и репетировать не пришлось бы. Но я предпочел провести дополнительную репетицию ради участия в концерте Кауфмана.
Я помню, как здорово он пел Моцарта, когда был моложе. Но его голос очень быстро развился до настоящего вердиевского тенора. Остальные солисты – те же, которые пели в Берлине. Сопрано Красимиры Стояновой – потрясающее. Я считаю ее одной из лучших вердиевских певиц.
– А как вам Марина Пруденская?
– Она молодец, очень хорошо выступала; меццо красивого тембра, и, между прочим, она наша, петербурженка. Басовую партию в «Реквиеме» исполнит датский певец Стефен Миллинг.
Самое трудное на таких ответственных выступлениях – подобрать хороший ансамбль певцов, равных по масштабу дарования и по масштабу голосов. Мне кажется, в данном случае нам это удалось. Думаю, концерт очень украсит и звучание хора Баварского радио.
– Программа Пасхального фестиваля составлена компактно и концентрированно: «Гибель богов», «Страсти по Матфею» Баха, с восхитительными солистами – Марком Падмором, Маддаленой Коженой, Томасом Квастхоффом. Потом выступаете вы с «Реквиемом», и снова Рэттл с «Фантастической симфонией» Берлиоза и опусом Ксенакиса.
– И, заметьте, это – обычное дело на Пасхальном фестивале. Мне приходилось и раньше выступать на нем, кажется, в последний раз я играл что-то из Рихарда Штрауса.
– После смерти Караяна в 1989 году на Пасхальном фестивале наступил 4-летний период междуцарствия: на посту художественного руководителя были Курт Мазур, сэр Георг Шолти…
– Обычно фестиваль возглавляет главный дирижер оркестра Берлинской филармонии. С 1993 года художественным руководителем фестиваля стал Клаудио Аббадо, потому что в то время он был назначен главным дирижером оркестра. А когда в 2003 году эту позицию занял Саймон Рэттл, он, естественно, возглавил и Пасхальный фестиваль.
– Какие отношения сложились у вас с Рэттлом?
– Мы очень дружны, встречаемся, обсуждаем наши общие проблемы. Я безумно рад, что он наконец согласился приехать в Мюнхен. В следующем сезоне он выступит с оркестром Баварского радио. Хотя в принципе он редко гастролирует: знаете ли, возглавлять оркестр Берлинской филармонии – это огромная ответственность и огромный труд. Представьте, каждый сезон Берлинская филармония формирует до 40–45 абонементных циклов!
– А как вы относитесь к тому, что в абонементные циклы оркестра Берлинской филармонии приглашают таких относительно молодых дирижеров, как Густаво Дудамель и Туган Сохиев?
– В оркестре принята такая политика: они всегда – в поиске новых имен, новых идей, новой музыки. С оркестром выступают и маститые дирижеры, и молодые, им охотно предоставляют возможность дебюта. Это нужно и самому оркестру: они смотрят, кто из нового поколения хорош, кто на что способен.
В этом смысле Рэттл – настоящий, современный дирижер. У него очень большой репертуар; он умеет изобретательно составлять программы, у него масса интересных идей, он мыслит масштабно, любит современную музыку. И не он один такой в Берлинской филармонии: рядом с ним работает много творческих людей. Поэтому Берлинская филармония все время генерирует свежие идеи.