«Везде ситуация близка к критической»
В последнее время создается впечатление, будто между мэрией Мурманска и городским советом идет необъявленная война. На каждом заседании депутаты предъявляют к чиновникам различные претензии. Причем часто возмущение парламентариев вполне справедливо, поскольку все местные проблемы словно сговорились обостриться. Возможен ли компромисс между двумя ветвями власти и в чем конкретно упрекают народные избранники администрацию, собкору «НВ» рассказал председатель городского совета и глава Мурманского отделения партии «Единая Россия» Алексей ВЕЛЛЕР.
– Алексей Борисович, на первом форуме фракций местных советов регионального отделения партии «Единая Россия» много говорилось о необходимости усиления контроля над деятельностью глав муниципальных образований. Планирует ли городской совет усиливать контроль над мэрией и в чем именно это будет выражаться?
– Действительно, на форуме мы говорили о том, что советы депутатов должны усилить контроль над деятельностью исполнительной власти независимо от партийности ее руководства. Как показывает практика, бесконтрольность зачастую ведет к возникновению напряжения в той или иной отрасли экономики города. Наиболее болезненный пример – ситуация, сложившаяся в ЖКХ Мурманска. Это тема, которая волнует всех без исключения – от пенсионера до бизнесмена. Мы получаем множество жалоб от избирателей и в совет депутатов города, и в общественную приемную лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина. Основное недовольство людей связано не только с ростом тарифов – это общероссийский тренд. В Мурманске ситуация осложняется тем, что, какую бы сферу управления жилищно-коммунальным комплексом и систему расчетов в нем мы ни рассматривали, везде ситуация близка к критической.
– Примеры можете привести?
– Федеральное законодательство требует, чтобы управляющие компании заключали с ресурсоснабжающими организациями прямые договоры. Однако в Мурманске у двух третей жилищного фонда до сих пор заключены договоры на теплоснабжение с комитетом по развитию городского хозяйства. Специальное муниципальное предприятие несет ответственность за сбор денег с населения и за своевременную передачу этих средств ресурсоснабжающим компаниям. А квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг печатает и распространяет не только оно, но и вновь появившиеся частные компании. Получается неразбериха в расчетах и дезориентация жильцов. Люди зачастую не знают, кто управляет их домом, кому поступают собранные деньги и в какие сроки. Из-за сложившейся ситуации многие квартиросъемщики вообще отказываются оплачивать коммунальные счета. В результате деньги не поступают управляющим компаниям и муниципальному предприятию, они, в свою очередь, не рассчитываются в срок с энергетиками и тепловиками. Растет задолженность по оплате труда дворников и слесарей. Возникают проблемы с уборкой улиц от снега и вывозом мусора. А мэр города, присутствовавший на одном из последних заседаний совета депутатов, заявляет, что сегодня в городе в сфере ЖКХ происходит революция, но повлиять на ситуацию он никак не может, так как бессилен.
– Действительно, в сфере городского ЖКХ творится страшная неразбериха, которая уже местами граничит с маразмом. Какие ошибки допустила мэрия в ситуации с управляющими компаниями и может ли горсовет каким-то образом содействовать решению коммунальных проблем?
– Основная ошибка – это отсутствие системного подхода к решению проблем ЖКК. Создается впечатление, что чиновники решили одновременно поставить сразу несколько экспериментов над рядовыми мурманчанами, не задумываясь о последствиях. Сначала мэр решил создавать ТСЖ. И в городе началось их создание. Но оно сопровождалось массовым обманом населения. Чиновники даже обещали платить зарплату председателям ТСЖ и бухгалтерам. Правда, не говорили, из каких средств эти деньги будут выплачиваться.
Параллельно начались массовые жалобы жильцов, что их подписи под протоколами собраний подделали. В итоге правильная идея на местном уровне дезавуирована из-за некачественных действий исполнителей.
Затем чиновники решили сделать рынок управляющих компаний более конкурентоспособным. Казалось бы – это правильно, если бы не одно «но». На рынок хлынули компании, не имеющие профессиональных навыков и поставившие во главу угла только одно – контроль денежных потоков населения.
– А что из этого получилось?
– Можно назвать это новым термином – коммунальное рейдерство. Дома переписываются сотнями, а некоторые уже по второму кругу. А как этот эксперимент начинался? В первые дни нового года жители 120 домов Первомайского округа Мурманска получили одновременно по две квитанции за коммунальные услуги от разных управляющих – «ЖСК» и «Кольской сервисной компании». И представители каждой из них уверяли жильцов, что люди должны заплатить свои деньги именно им. Пока в дело не вмешались областное правительство и совет депутатов, мурманчане не могли разобраться, какая из управляющих компаний легитимна и может обслуживать жилые дома, а какая – напечатала фальшивые квитанции. Рассмотрев создавшуюся ситуацию, совет депутатов Мурманска направил обращение в прокуратуру с просьбой разобраться. Сейчас «по двойным квитанциям» прокуратурой Первомайского округа города Мурманска возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей «мошенничество». Действия «Кольской сервисной компании» расцениваются как покушение на хищение свыше 9 миллионов рублей.
Кроме этого, все жалобы жителей Мурманска, связанные с созданием ТСЖ, поступившие к депутатам горсовета, уже направлены в областную прокуратуру с целью проведения всесторонней проверки.
– То есть теперь с чиновниками мэрии будет разбираться прокуратура?
– Да. Вы спрашивали, что еще может сделать совет депутатов. Приведу пример: еще в октябре 2009 года, оценив первые шаги мэрии Мурманска, местное отделение партии «Единая Россия» провело партийную конференцию. Одним из ее решений стало признание работы администрации города Мурманска в сфере ЖКХ и расчетов в ней – неудовлетворительной. Кроме того, «единороссы» рекомендовали главе города к 1 декабря создать программу развития городского ЖКХ. Фактически мы требовали от мэра оценить ситуацию в комплексе и предложить свой путь решения проблемы.
– Программа представлена депутатам?
– К сожалению, нет. На дворе уже конец марта, а воз и ныне там. А ведь совет депутатов говорил о программе комплексного развития ЖКХ города. Она должна была быть вынесена на всеобщее обсуждение мурманчан, пройти публичные слушания в совете и только затем обрести легитимную основу правового акта.
Сейчас с мурманчанами очень активно работают депутаты. Мы стараемся объяснить горожанам, почему именно столько стоят услуги ЖКХ, как образуется тариф, как правильно жилец должен строить отношения с управляющими компаниями. Всей этой разъяснительной работой занимаются и сами депутаты, и их помощники. Но количество обращений граждан очень велико, поэтому мы предлагаем и жителям Мурманска не бояться проявлять свою гражданскую позицию. Если вы считаете, что ваши права и права ваших соседей нарушаются, обращайтесь в прокуратуру.