Программу – в утиль?..
Все, что вы хотели знать о программе утилизации, но не знали, у кого спросить
Вот уже почти месяц, как стартовала программа утилизации старых автомобилей. Суть ее, казалось бы, проста: сдаешь автохлам – получаешь 50-тысячный сертификат на покупку новой машины. Однако у автомобилистов, которые могли бы принять участие в этой программе, до сих пор возникает масса уточняющих вопросов: «Какой автомобиль можно сдать и какой купить? Можно ли, например, утилизировать не одну, а сразу две или даже три машины – и получить таким образом «скидку» не в 50, а в 150 тысяч? А продать кому-нибудь свой сертификат? А как насчет доставки «неходового железа» к месту утилизации? Не придется ли в конце концов за все это платить – так что от 50 тысяч ничего не останется?» На бумаге правила игры определены достаточно четко. И мы сегодня ответим на все эти и другие вопросы. Но создание внятных правил еще не гарантия, что игра заладится. Поэтому мы расскажем читателям и о тех реалиях, с которыми придется столкнуться участникам программы утилизации.
...Итак, начнем с того, какие требования предъявляются к старому автомобилю. Автомобиль, претендующий на оплачиваемую утилизацию, может быть как российским, так и иномаркой, но в любом случае он должен быть:
а) легковым (массой не больше 3,5 тонны);
б) «рабочим» (то есть на ходу) или, по крайней мере, полностью укомплектованным;
в) произведенным не позже 1999 года;
г) принадлежать хозяину не менее года.
Эти условия на первый взгляд кажутся немного странными. К примеру, зачем требовать, чтобы автомобиль, который через считаные дни будет перемолот в металлическую стружку, обязательно был комплектным – с колесами, стеклами, аккумулятором? Но это требование на самом деле вполне логично. Если учесть, что основная, если не единственная, цель программы – стимулировать покупку новых авто. А экология, расчистка дворов от ржавеющих кузовов – это все вторично. Главное – поддержать автопром. Ведь в прошлом году производство машин упало в России вдвое, и лучший способ помочь автозаводам – создать покупательский спрос. Отсюда и условия.
Авторы программы разумно полагают, что хозяин некомплектной машины – той, что несколько лет простояла под забором и давно осталась без стекол и начинки, – или уже купил себе новую машину, или не купит ее никогда. А вот тот, кто держит свою старенькую «лошадку» в рабочем состоянии, но не имеет средств на новую, с помощью сертификата (а может, еще и воспользовавшись программой льготного кредитования) станет покупателем нового авто.
Что же касается сроков владения, то это условие направлено против состоятельных людей, которые просто хотели бы купить новую машину со скидкой в 50 тысяч и для этого были бы готовы потратить тысяч пять на покупку автохлама у какого-нибудь соседа. По той же причине именной сертификат нельзя купить (можно разве что договориться с его владельцем, но это уже сложности перепродажи). Против спекулянтов направлено и еще одно ограничение: гражданин может сдать сколько угодно машин (отвечающих первым четырем условиям) и за каждую получить сертификат, но суммироваться эти сертификаты при покупке одной машины не будут: покупаешь одно авто – получаешь одну скидку в 50 тысяч. Иначе программа с точки зрения государства потеряла бы всякий смысл: бюджет оплачивал бы едва ли не полную стоимость новой машины только за то, что кто-то скупил ржавое железо со всей округи.
Так что к условиям, которые предъявляются к старым автомобилям, вопросов нет. Тем более что на практике ту же комплектацию автомобиля никто так уж строго не проверяет. По идее, контроль за комплектацией на совести у дилера, который принимает машину у владельца, и утилизатора, который принимает ее у дилера. Но и те и другие смотрят на требования к комплектации сквозь пальцы – благо к их бизнесу это министерское требование никакого отношения не имеет.
– Мы следим за полной комплектацией лишь для того, чтобы аккумулятор не валялся где-нибудь под кустом и не загрязнял природу, – рассказал Валентин Тронин, заместитель гендиректора ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов», одного из заводов-переработчиков, включенных в программу утилизации. – На деле же мы можем простить некоторые вольности. Скажем, если в машине не будет хватать стекла или кресла, мы все равно ее примем.
А какую машину можно купить по программе утилизации? Покупаемый автомобиль должен быть произведен в России.
Это все. Модель и цена значения не имеют – покупайте хоть дорогущий БМВ калининградской сборки.
Казалось бы, все просто и логично. Но составим «пошаговую инструкцию» для желающих принять участие в программе.
Шаг № 1. Из опубликованного на сайте Минпромторга списка официальных дилеров, включенных в программу утилизации, надо выбрать того, чью машину вы намерены приобрести. Если «Ладу», то обращайтесь к дилерам АвтоВАЗа, «форд» – к дилерам «Форда» и так далее.
Шаг № 2. Необходимо заключить с дилером договор об участии в госпрограмме и определиться с конкретной моделью машины, которую вы желаете приобрести.
Шаг № 3. Попросите работников автосалона распечатать с сайта Минпромторга бланк свидетельства об утилизации и заполнить его. На старте программы было сказано, что гражданин сам распечатывает и заполняет этот бланк, но это требование буквально сразу отменили – якобы граждане делали много ошибок. Теперь этим должен заниматься автосалон.
Шаг № 4. Надо оформить в салоне доверенность – чтобы операции по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации выполнял дилер. При этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета.
Шаг № 5. Заключение договора на утилизацию.
Шаг № 6. Зарезервируйте у дилера новый автомобиль из списка Минпромторга. И после получения свидетельства об утилизации и оформления 50-тысячного сертификата переходите к обычной процедуре покупки нового автомобиля.
…Но на деле окзывается, что эта инструкция… практически невыполнима. Вот во что превращается попытка сдать-купить автомобиль на практике. На основании бесед с автовладельцами и дилерами, которые втянулись в эту игру, мы составили обобщенную, но основанную на реальных событиях историю типичного владельца старой машины и выбранного им салона.
Шаг № 1. Выбор дилера
Для нашего героя выбор дилера был шагом простым. Поскольку большую часть водительской биографии он отъездил на «Жигулях», то и взять решил новую «Ладу». Поехал в хорошо знакомый салон (благо он был в министерском списке), но выяснилось, что слишком поторопился (дело было 9 марта): менеджер салона сообщил, что они сами узнали о том, что включены в госпрограмму… только посмотрев тот самый сайт Минпромторга. Вероятно, их включили в список как официальных дилеров нескольких автомобильных концернов (салон торгует не только «Ладами»). Но вот договора с министерством у дилера нет. А потому ему непонятно, как он будет получать от государства компенсацию за скидку в 50 тысяч. Менеджеры стали звонить в министерство. И наконец выяснили, что заключить договор с ними чиновники просто не успели, но пусть они не волнуются и оформляют клиента.
Правда, еще час с лишним ушел на то, чтобы салон получил у министерства «электронный ключ» (пароль) для допуска на сайт, на котором оформляются сертификаты. По словам официального представителя Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Натальи Реммер, сложности с получением электронных ключей на сайте Минпромторга РФ были практически у всех.
Между тем время работы подошло к концу и наш клиент уехал ни с чем. Следующий раз он прибыл в салон, отпросившись с работы, через неделю. И узнал, что будет в очереди за новой машиной уже 288-м…
Шаг № 2. Выбор покупки и заключение договора
Самое важное для любого автовладельца – выбрать модель новой машины. Минпромторг утвердил список из 66 моделей: «Лады», «форды», «нисаны», «рено» и прочие, – но, как уже сказано, наш герой решил взять одну из моделей АвтоВАЗа. Он озвучил свою мечту менеджеру салона. Но машины на складе не оказалось – тольяттинский автогигант в прошлом году больше стоял, чем работал, да и сами дилеры старались не делать заказов на не пользовавшийся спросом товар. К наплыву клиентов никто не был готов.
Тем не менее подписать договор в салоне были готовы. Но только при условии частичной предоплаты покупки. Обычно салоны берут аванс в 30 процентов стоимости. Но таких денег с собой у нашего автовладельца не было, в итоге сошлись на 10 тысячах рублей.
Шаг № 3. Заполнение свидетельства об утилизации
В этом вопросе проблем не возникло – менеджер вытащил с сайта Минпромторга бланк и сам заполнил его.
Шаг № 4. Снятие с учета и оформление утилизации
Согласно «пошаговой инструкции», после заключения договора нужно оформить доверенность о том, что автосалон имеет право от имени автовладельца снять машину с учета в МРЭО, передать ее на пункт утилизации и получить там свидетельство об утилизации. Однако в салоне предлагают снимать машину с учета самостоятельно. Во-первых, так, мол, будет быстрее. Во-вторых, менеджеры признали, что им возиться с этой операцией просто накладно. Ведь не у всех машины на ходу, а значит, может потребоваться эвакуатор. Кроме того, нужно держать на этой работе специального человека. А еще на дилера возложили и все хлопоты по приему старых машин, по доставке их на пункты переработки… Все это дополнительные затраты. А возмещение от государства за предоставленную скидку в 50 тысяч рублей дилер получит в лучшем случае осенью – когда в министерстве соберут все документы, тщательно их проверят, передадут в казначейство… Рентабельность в итоге будет близка к нулю.
Войдя в положение продавцов, наш клиент согласился сам снять свое авто с учета. Поскольку его «старушка» была уже не на ходу, а тратиться на ее ремонт не было смысла, для доставки ее в МРЭО пришлось вызвать эвакуатор. Что обошлось в 1,5 тысячи рублей.
Ходили, правда, чиновничьи разговоры, что «мертвые» автомобили будут перевозить на бесплатном эвакуаторе, где бы машина ни находилась – Всеволод Хмыров, начальник уже упомянутого Управления по обращению с отходами производства и потребления, уверял, что из федерального бюджета на эти цели выделен 1 миллиард рублей по статье «накладные расходы». И, по словам переработчиков, они действительно предоставляют свои эвакуаторы для транспортировки машин. Вот только забирают они автохлам только от автоцентра. А доставка машины от дома до автоцентра (проездом через МРЭО) также ложится на плечи автовладельца. Впрочем, иное и трудно было себе представить – неужели государство согласилось бы оплачвать доставку автомобиля из какой-нибудь деревни Подпорожского района Леноласти?
...Тем временем никакого специального окошка для участников программы утилизации в МРЭО, вопреки обещаниям чиновников из городского Управления по обращению с отходами производства и потребления, конечно, не было.
– Все участники программы по утилизации проходят в очередном порядке, – комментирует официальный представитель ГИБДД по Санкт-Петербургу Татьяна Зыбина. – Снятие с учета – это бесплатная процедура, но для ее прохождения необходимо предоставить в МРЭО сам автомобиль. То есть если машина не на ходу, то автовладелец должен нанять для этих целей эвакуатор. Но для таких машин есть и другая форма – надо написать заявление, и тогда инспектор приедет и осмотрит транспортное средство на месте.
Такая форма действительно существует. Но только в теории. На практике же в ответ на просьбу прислать инспектора «на дом» в МРЭО на вас недоуменно посмотрят и пообещают отправить сотрудника то ли через месяц, то ли через год.
В общем, все как обычно: стояние в очереди, ожидание сурового милиционера, который сверит на машине все заводские номера, «пробьет» ее на угон и так далее. Потом доставка машины – снова на эвакуаторе – к воротам автосалона (не тащить же ее снова к себе во двор) обошлась в день хлопот в 3 тысячи рублей.
В салоне автовладельца ждал очередной сюрприз – дилер не хотел принимать его машину на хранение. Как объяснили менеджеры, старые авто им некуда ставить – площадка забита, а ведь нужно еще место под новые машины. Впрочем, в этот раз уже работники салона «вошли в положение» клиента и втиснули-таки его авто на стоянку.
Шаг № 5. Подписание договора на утилизацию
С этим проблем не возникло, пришлось только заплатить очередные 3 тысячи рублей. Этот платеж – «за утилизацию» – не был неожиданным (он указан во всех инструкциях), беда только, что владельцу автохлама до этого пришлось уже платить и за эвакуаторы, и вносить предоплату за новый автомобиль.
Шаг № 6. Получение сертификата
Казалось бы, до заветной цели – получение сертификата на 50 тысяч, а потом и нового авто – остается всего один шаг. Но не тут-то было… Менеджеры объяснили, что не могут выдать сертификат заранее и просто поставить человека в очередь за выбранной им моделью. По правилам, сертификат действителен только в течение двух недель (это сделано для того, чтобы обеспечить равномерный спрос на новые автомобили). Но никакой гарантии, что за этот срок придет партия машин и их на всех хватит, салон дать не может. АвтоВАЗ на вопросы, когда, что и в какие регионы он направит, не отвечает. Так что нужно сидеть и ждать звонка из салона, что машины на подходе. Затем ехать за сертификатом. И потом еще раз – за самой машиной.
резюме
ВАЗ, да не про вас
Наш герой ждет звонка из салона до сих пор. Государственная программа поддержки уже обошлась ему в 6 тысяч рублей (не считая денег, внесенных в качестве предоплаты) и в три рабочих дня. От знакомых он слышал, что некоторые салоны – где торгуют более дорогими машинами – предлагают своим покупателям вообще не связываться с этой программой: дилеру проще самому скинуть с цены хоть те же 50 тысяч, но избавить и себя, и клиента от потери времени и от лишних трат. Наш герой ждет и слушает новости, из которых узнает, что за три недели действия госпрограммы по всей стране на утилизацию сдано всего 4 тысячи старых автомобилей (по Петербургу – чуть более 500 машин из 2 тысяч «желающих»), и теперь понимает почему.
Реальная история нашего героя может отличаться от реальных историй других людей. Некоторые дилеры сами забирают эвакуаторами старые машины прямо с места их стоянки, сами же снимают авто с учета. Но это скорее относится к салонам, торгующим дорогими машинами: если клиент готов купить автомобиль ценой под миллион, то дилер вполне может потратить на хлопоты лишние «копейки». Но так ли уж нужна этому клиенту программа по утилизации?..
А что касается «простых» клиентов, то эта программа «не про них писана». Она никакая – ни социальная, ни экологическая. По сути, у нее одна цель – в очередной раз поддержать автозаводы. А сколько времени и бумаги переведут участники программы – автомобилисты, дилеры, переработчики – чиновников абсолютно не волнует.
Впрочем, при такой постановке вопроса и при такой организации дела замысел поддержать российский автопром через программу утилизации закончится тем, чем до сих пор заканчивались все предыдущие программы по его поддержке. То есть ничем.