Особо охраняемые... коттеджи?
До 2015 года в Петербурге и окрестностях должно появиться два десятка так называемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). По задумке чиновников комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности, организация таких зон должна помочь сохранить удивительные природные уголки. Однако на деле, как выяснил корреспондент «НВ», данные меры могут не только не принести ожидаемого результата, но и в буквальном смысле слова закрыть эти зоны для простых горожан.
По словам руководителя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Дмитрия Голубева, в будущем регламентировать деятельность ООПТ будет новый законодательный акт. Его, кстати, уже одобрили в первом чтении депутаты петербургского Законодательного собрания. В законе предусмотрены все возможные меры, исключающие назойливое вмешательство человека в уникальные природные памятники. Так, например, даже перемещаться по территории заповедных уголков можно будет только по специально проложенным дорожкам. Сходить с них, чтобы сорвать гриб или ягоду, как сообщил Голубев, будет строжайше запрещено.
Только вот все запретительные меры могут оказаться абсолютно недейственными. Дело в том, что чиновники пока еще не определили точно границы будущих особо охраняемых природных территорий. Известно лишь, что в ближайшие пять лет должно появиться 17 ООПТ. Какие именно территории будут взяты под охрану, власти умалчивают, но, по данным «НВ», попасть в зону ООПТ может побережье Финского залива в районе от Лисьего Носа до Сестрорецка и далее до Репино. Здесь-то, вероятно, и возникнут главные проблемы. Пока чиновники только собираются объявить территорию «особо охраняемой», дельцы активно предлагают купить тут участки земли под строительство или уже готовые коттеджи (в интернете таких объявлений десятки, если не сотни). Так что через пару лет вместо ООПТ мы фактически получим элитные коттеджные поселки, вход на территорию которых гражданам, не обзаведшимся недвижимостью в этой местности, будет заказан. Власти в очередной раз рискуют столкнуться с проблемой, которая уже сегодня возникла на территории зон, объявленных особо охраняемыми природными территориями. Всего в Петербурге их шесть.
Комаровский берег
Эта террирория стала первой в России ООПТ. Решение об этом принимал еще Совет народных депутатов Санкт-Петербурга в 1992 году. Принять-то приняли, но серьезных мер за невыполнение данного решения почему-то не прописали.
Памятником природы были объявлены примерно полтора километра побережья Финского залива, расположенные между поселком Комарово и Зеленогорском. Особенно ценна эта земля тем, что здесь чудом сохранился «старовозрастной ельник» (так его называют специалисты) и песчаные дюны, поросшие соснами (на территории Петербурга дюны больше почти нигде не встречаются). Кроме того, здесь расположены крупные колонии рыжего лесного муравья, являющегося чуть ли не вымирающим видом. Проблема, как отмечают чиновники, в том, что данная зона является еще и «территорией активного рекреационного использования». То есть сюда стараются приехать отдохнуть уставшие от жизни в мегаполисе горожане. И количество отдыхающих исчисляется даже не тысячами, а десятками тысяч.
– Чтобы предотвратить разрушение дюн, нам уже пришлось закрыть въезд автотранспорту на территорию памятника природы, – сообщила директор ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» Татьяна Ковалева. – Восстановили пруды, часть старого парка. Естественно, отдыхающим запретить приходить сюда никто не может.
По закону на территории ООПТ полностью запрещено любое капитальное строительство. Тем не менее на Комаровском берегу расположено несколько десятков строений. В основном это старые дачи, появившиеся еще в советский период, когда ни о какой особой охране этой территории еще никто и не думал. Два дома находятся на балансе Министерства обороны (причем военные до сих пор не решили, использовать их или отказаться). Поскольку построены эти здания до появления ООПТ, сносить их закон запрещает. Иное дело – два ресторана («Бастион» и «Макрель»), которые построили уже в конце 1990-х годов.
– Участки были предоставлены в краткосрочную аренду и землепользователи не имели права возводить на них какие-либо строения, – говорит директор ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» Татьяна Ковалева. – Очевидно, нарушения законодательства есть. Но я не вижу целесообразности сносить эти рестораны, ведь в таком случае территории Комаровского берега может быть нанесен большой ущерб.
Экологи, напротив, требуют очистить ООПТ от присутствия ресторанов. А их хозяева, в свою очередь, пытаются задним числом официально зарегистрировать постройки как капитальные. Борьба продолжается уже несколько лет, и побеждают в ней, похоже, рестораторы. По крайней мере Дмитрий Голубев отметил, что снос этих объектов на федеральном уровне может быть расценен как «нарушение памятника природы».
– Чиновники многого не договаривают, – считает лидер общественного «Движения против захвата озер» Ирина Андрианова. – Рестораны, появившиеся на территории Комаровского берега, изначально планировались лишь как временные постройки на арендованном участке. Сейчас их хозяева, насколько мне известно, задним числом пытаются легализовать их как капитальное строительство. Это серьезное нарушение, ведь объекты построены на береговой территории. Вместе со специалистами центра экспертиз «ЭКОМ» готовим обращение в прокуратуру и надеемся, что эти рестораны снесут. И никаким «нарушением памятника природы» этот снос не будет.
Юнтоловский заказник
Еще одна ООПТ, сегодня фактически находящаяся на грани полного исчезновения. Главная проблема в том, что по территории буферной зоны Юнтоловского заказника должен проходить путь сразу двух крупнейших городских магистралей – Западного скоростного диаметра и кольцевой автодороги. А все дело в том, что из почти 2 тысяч гектаров, на которых располагается Юнтоловский заказник, к зоне ООПТ относится лишь 886 гектаров. На остальных, получается, можно строить дороги и коттеджи.
Гладышевский заказник
Расположенный на территории Ленинградской области заказник регулярно попадает в поле зрения экологов и защитников зеленых насаждений. Совместным решением глав Петербурга и Ленобласти ООПТ создана здесь еще в 1996 году. И с тех пор скандалы возникают регулярно – то часть заказника хотят отдать под строительство, то вдруг обнаружат незаконную рубку леса. По мнению экспертов, все идет к тому, что через 3–4 года от Гладышевского заказника останутся лишь воспоминания.
Дудергофские высоты
Этот природный памятник, как это ни удивительно, остается вдали от крупных скандалов. Единственное, что вызывает раздражение экологов в этом месте, – кучи мусора, которые оставляют после себя отдыхающие (место пользуется большой популярностью у горожан). Впрочем, мусор не коттедж, его можно убрать в любой момент и без всякого решения суда.
Парк Сергиевка
Его территория находится в относительной безопасности из-за своих не слишком больших размеров. Расположенный между Ломоносовом и Петродворцом парк Сергиевка имеет площадь чуть больше 120 гектаров и является, по сути, старинным парком, сформировавшимся еще в XIX веке.
Стрельнинский берег
ООПТ расположена в Петро-дворцовом районе Петербурга. Особых покушений на нее со стороны застройщиков пока не замечено.
между тем…
Будущие заповедники охранять нужно уже сейчас
Главная проблема, с которой могут столкнуться чиновники при организации новых ООПТ, – невозможность снести уже построенные в данной зоне объекты: коттеджи, рестораны или клубы. То есть власть встанет перед выбором: объявлять территорию «особо охраняемой» вместе с огромным количеством частных строений или выкупать участки у владельцев, но уже за гораздо большую сумму, чем они стоили раньше.
– Убрать объекты недвижимости, построенные на территории до ее объявления ООПТ, действительно будет невозможно, – продолжает Ирина Андрианова. – Но от такого исхода вполне можно застраховаться. Для этого чиновникам нужно лишь зарезервировать предполагаемую зону будущей особо охраняемой природной территории – и тогда на ее месте любое строительство будет автоматически запрещено.
– Такая ситуация может сложиться только в результате бездействия властей, – уверен глава центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов. – Только сейчас в закон об ООПТ вводится запрет на выделение земельных участков под строительство объектов, не связанных с охраной природы. Причем это делается по инициативе Законодательного собрания, а не правительства Петербурга. А коттеджи, которые могут появиться в зоне будущих ООПТ, снести по закону точно будет нереально. Придется выкупать эту землю, причем за большие деньги. Единственный выход – резервировать участки.