Эдита Пьеха: «У нас семья не звездная…»
Существует легенда: однажды Алла Борисовна Пугачева воскликнула: «Для меня каждый концерт как последний!» А Эдита Станиславовна Пьеха вздохнула: «А для меня – как первый...» Когда Пьеху спрашивают, правда ли это, она не опровергает сей факт – уточняет: «За столько лет я так и не научилась справляться с волнением. Столько нервов требует каждый выход на сцену, а уж на сцену «Октябрьского» или Кремлевского дворца и подавно. У каждого человека свой психический склад (как тут не вспомнить, что в 1950-х годах Пьеха обучалась на отделении психологии философского факультета Ленинградского государственного университета), для кого-то выход на сцену – это пустяк, а для меня – громадная сложность...»
– Притом что вы, Эдита Станиславовна, уже столько лет на сцене!
– Будущий год будет очень интересным. Грядут четыре юбилея! Вот журнал «Тайны звезд» выдал разворот под названием «Последний концерт Эдиты Пьехи». Но журналисты поторопились. Последним будет только путь… Когда-нибудь у меня случится заключительный концерт. Когда – пока не знаю. А юбилеи такие. Начнем с самого значимого – Сан Санычу Броневицкому (мужу. – Прим. авт.) исполнилось бы 80 лет. Юбилей и у нашей дочери – Илоны Броневицкой. Нашему внуку, Стасику Пьехе, – 30, а мне – как артистке – 55.
– В вашей программе «Здравствуйте!», с которой вы выступили в Кремле, был необычный гость – Светлана Крючкова, замечательная актриса театра и кино. Она читала со сцены стихи Марины Ивановны Цветаевой. Кому пришла в голову идея соединить столь разные жанры: высокую поэзию и эстрадную песню?
– Моя идея! Мы со Светланой пересекались на каких-то сборных концертах, и я заслушивалась ее исполнением стихов. Мне показалось, что в моем концерте они будут звучать неожиданно, но, по сути, верно. Цветаева давно близка моему сердцу. Меломаны со стажем вспомнят, что, наверное, я первая в Советском Союзе записала песню на стихи Марины Ивановны. В конце 1960-х тогда еще совсем юный, 16-летний автор Владимир Калле принес мне песню на стихи фактически запрещенной поэтессы. Сказал: «Эдита, вы ведь иностранка (у меня тогда еще было польское гражданство), вам ничего не будет, если вы споете песню на стихи запрещенной поэтессы!» А я даже не знала, кто она такая, что за стихи. Это было мое первое прикосновение к великой поэзии Цветаевой. А потом выяснилось невероятное для меня совпадение: Марина Ивановна ушла в мир иной в Елабуге 31 августа 1941 года, а это день, год и месяц моего родного, любимого отца. Я увидела в этом какой-то особый смысл. Я сама позвонила Светлане Крючковой, пригласила в своей концерт и очень благодарна за то, что она не отказала мне. Зрители слушали ее затаив дыхание, а это счастье для артиста.
– Не так давно по интернету гуляла байка: «Пьеха хочет выйти замуж!» Якобы в одном из интервью вы высказали такое свое желание…
– Выдумки! Какой там замуж… У меня была большая, красивая любовь, другой не надо. Сан Саныч Броневицкий меня полюбил, и я в него влюбилась, как девчушка провинциальная. Он действительно был этого достоин. Не похож ни на кого. Талантище! Не только музыкант, но и художник – рисовал, лепил. Коммуникабельный. Не прочитав на моих глазах ни одной книги, он все знал, на любую тему мог говорить. Вот в такого мужчину я была влюблена. На него смотрела как на идола… А дальше в меня влюблялись как в артистку Пьеху. Я же хотела, чтобы меня увидел кто-нибудь как простую женщину…
– Немало написано про Броневицкого, про второго и третьего ваших мужей… А на моей памяти у вас был еще роман с молодым музыкантом Соловьевым, которого вы звали Соловей…
– Так Соловей был мой друг! Я его не подпускала ближе этого статуса. Хорошего дружка. Дружочек… Понимаете, я же щепетильная, а он молоденький был совсем. На 19 лет моложе меня. Какой там мог быть альянс. Он со мной репетировал, ездил на записи, помогал. Про меня многие что-то говорили, далекое от реальности.
Да, после развода с Броневицким появился в моей жизни Шестаков. Говорили, что он полковник милиции. Но он был простой оперработник КГБ, сыщик, короче говоря. Ну а потом благодаря мне он окончил театральный институт, факультет менеджеров. И стал директором театра «Буфф» после нашего развода. Ну а третий мой муж – вообще недоразумение. Он решил, что весь мир будет им восторгаться, что у него жена – Пьеха. А еще решил, что он великий композитор. Представляете, он покупал песни – я уже потом узнала! – и выдавал за свои! А я подумала: ой, как это интересно, человек когда-то учился в музыкальной школе, а после встречи с Пьехой душа у него запела и он стал хорошим композитором. Он меня заговорил. Он был настоящий…
– …Гипнотизер?
– Как вам сказать… Многие мошенники умели свои жертвы убеждать в том, чего не было. И он меня убедил в том, что у нас с ним что-то впереди. Но ничего не могло быть!.. Да, он был моим поклонником. Розы дарил, красиво все обставлял. Но больше всего он хотел, чтобы все узнали, что он муж Эдиты Пьехи. А зачем мне это? Я хотела другого… Но не будем о грустном.
– Говорят, что вы отговариваете внука Стаса от женитьбы…
– Да что вы! Я говорю внуку, чтобы искал не просто красивую, блестящую, успешную, а ту, что, когда не будет у тебя аншлага и ты расстроишься, скажет: «Стас, дружочек, давай поехали домой, я тебе чаек приготовлю, ты ванну примешь!» В семейной жизни нужен друг, родной человек, который будет тебе служить. Вот такую девушку Стас должен встретить.
– Не так давно у Стаса был сольный концерт в БКЗ. Как все прошло?
– Хороший был концерт. Намного лучше, чем прошлогодний дебютный сольник.
– Публика у него уже своя или еще ваша?
– Моей я там не видела. Я сидела в ложе, мне было интересно. Перед концертом мы с ним поговорили. Я сказала: «Стас, у меня есть недостаток: я иногда много говорю между песнями. Учти, что ты его унаследовал!» Посоветовала сделать концерт в стиле нон-стоп, песня за песней. И в таком темпе он два часа пел. В финале публика не отпускала, вызывала на бис. Я была счастливой!
– А какой он, по-вашему, телеведущий? (Стас ведет программу на канале ТНТ. – Прим. авт.)
– У него есть природная интеллигентность. Природная. Он действительно очень органичный. И это генетика. Потому что у нас в семье не принято подчеркивать: «Я звезда, я знаменитость!» Когда меня ГАИ останавливает, я же не кричу: «Я – Пьеха!» Если остановили, скажу осторожно: «Извините, пожалуйста, а ваша мама любит артистку Эдиту Пьеху?» – «О, кажется, любит!» – «Так это я – Пьеха! Простите за то, что мы превысили скорость!»
Стас тоже никогда не кричит: «Я – Пьеха!» Это не наше. Мы дипломатично живем. И Илонка такая же, хотя внешне она скорей в папу: дерзкая, активная. А так у нас нормальная семья, вовсе не звездная… Илона – труженица, очень много работает. Помню, сказала: «Петь? Только петь – это очень скучно». И она проводит юбилеи, чьи-то дни рождения – как сценарист, режиссер, художник, все продумывает от начала и до конца, и у нее это хорошо получается.
– А что поделывает ваша внучка Эрика?
– Оканчивает через год архитектурный институт, будет дизайнером. А ее молодой человек уже в этом году защищает диплом архитектора, имеет хорошие заказы. Эрика – умница, ее бабушка и дедушка Быстровы люди умственного труда, интеллектуалы. И Эрика не пошла в музыканты, хотя талант есть. Эрика, вспомнив известное изречение про архитектуру, сказала: «Хватит! Я буду воспевать застывшую музыку».
– Вы любите повторять: надейся только на самого себя!..
– Золотые строчки написал Николай Добронравов: «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять!» Я очень часто просила снимать меня на видео. И когда его не было – просто фотографии, чтобы щелкали, щелкали. И я на себя смотрела со стороны, анализировала. Только ты можешь разобраться, что ты делаешь хорошо, а что плохо. Потому что всем не угодишь, все относительно. Как говорила Софья Семеновна, мой директор: «Диточка, солнышко, всех не обогреешь! То, что вы имеете свою публику, это значит, что вы достигли звания артистки, вы умеете собирать свою публику. А всех – невозможно».
И даже в песне, которой я начинала свою программу по случаю 70-летия, есть такие слова: «Спасибо жизнь за всех друзей и даже за врагов! Спасибо!» Все должно быть в жизни. Чтобы тебя не потеряли из вида, ты себя не теряй, думай, какой ты есть, ты должен по этой земле каждый день себя открывать и утверждать.