Культура

«Мы выбираем свет»

07 апреля

Закончился первый в мире конкурс музыки в жанре кроссовер, организованный «Терем-квартетом»

Почти на неделю Капелла превратилась в площадку для творческого эксперимента музыкантов экстра-класса. Здесь можно было увидеть танцующих виолончелистов из Латвии (трио «Мело-М»), насладиться волшебным исполнением трио Only Juzzt (из Германии) болгарской, белорусской музыки (цимбалы, фортепиано, перкуссия), наблюдать схватку инь и янь в дуэте барабана и пианино (IN-TEMPORALIS) и, наконец, услышать звучание бамбуковой флейты сякухати и японской лютни сямисен (трио «Хидэ-хидэ»). Каждый коллектив был ярким и запоминающимся.

Претенденты из 22 стран мира ждали приговора авторитетнейшего жюри, где собрались всемирно известные музыканты и зубры мирового менеджмента. Это легендарный кларнетист Гиора Фейдман (Израиль), известнейший японский аккордионист Ясухиро Кобаяши, один из основателей международной организации WOMAD, арт-директор более 175 фестивалей в 27 странах мира Томас Бруман (Великобритания), «Терем-квартет», джазовый пианист Андрей Кондаков, композитор Дмитрий Янов-Яновский (Узбекистан – США), композитор, продюсер, автор национального гимна Катара Хуго де Курсон (Франция), директор концертного агентства RUN PRODUCTION Йорик Бенуа (Франция), Лешек Барвински (Австрия).

А на закрытии фестиваля в Большом зале Филармонии победители вместе с мировыми звездами Ясухиро Кобаяши, «Терем-квартетом», Игорем Бутманом и другими сыграли одну композицию. Более 30 человек на сцене! Потрясающее единение. Однако по каким критериям судило жюри? Почему в финал не пошло наше всемирно признанное трио «Лойко» – корифеи цыганской музыки, игравшие с самим Рави Шанкаром, а также Гидоном Кремером, Кельманом Балоком и другими звездами, а фантастический дуэт барабана и пианино IN-TEMPORALIS остался без премий? Какова дальнейшая судьба лауреатов? И наконец, почему приз «Терем-квартета» и Гран-при турнира не были вручены? Все эти вопросы корреспондент «НВ» задала председателю жюри конкурса «Терем Кроссовер», заслуженному артисту России, солисту ансамбля «Терем-квартет» Андрею Константинову и организатору турнира Инге Кутянской, которые и подвели его итоги.

Андрей Константинов:

– Безусловно, конкурс удался. Столько людей приехало! Состав жюри производил на всех большое впечатление. И для многих коллективов было крайне важно показаться перед ними. На конкурсе обсуждалось, что есть кроссовер и по каким критериям его судить. Большинство коллективов были уверены, что они играют в этом жанре. А жюри считало по-другому. Главный судейский критерий – наличие самого кроссовера, то есть соединения различных жанров, стилей, кроме того, конечно, у коллектива должно быть свое лицо, харизма.

Уровень мастерства, техники, артистизма у большинства групп был высочайшим. Но многие из них не прошли в финал. Как, например, высокопрофессиональный и артистичный коллектив «Лойко», который мы знаем уже 15 лет. Он сыграл свой обычный репертуар в рамках инструментальной цыганской музыки. А надо было приготовить что-то новое. То же можно сказать и про мощное балканское трио гитаристов Trio Balkan Strings. Ведь основная идея конкурса – поддержка музыкантов, которые ищут новый звук, новые формы выражения. А были коллективы, которые с блеском прошли в третий тур и «сдулись» в финале. Таков EIGHT STRINGS (Молдова – Белоруссия) – музыкальный, великолепный по сыгранности дуэт. Но в финале они выбрали такие произведения и сыграли их так, что ощущение нового языка ушло, и премии от них уплыли. И конечно, всех покорил дуэт IN-TEMPORALIS – барабан и пианино вместе открывали какие-то невообразимые ритмы в классике. Музыканты нашли интересный прием, но не поведали с помощью него никакой истории. С классикой нужно экспериментировать, но не ради эксперимента, а чтобы современным языком передать ту глубину, которая в ней есть. Очень спорным было трио виолончелистов «Мело-М». Содержание у них хромало, но они были так оригинальны, экспрессивны, покорили зрителя, за что и получили 3-ю премию. А вот успех у зрителей молодых ребят из Германии группы Only Jazzt был бесспорным. Они замечательно выступили и по праву увезли с собой приз зрительских симпатий, причем чуть-чуть не дотянули до Гран-при. Жюри профессионалов присудило им только вторую премию. Их обошли (причем с большим отрывом) главные лауреаты «Хидэ-хидэ», молодые ребята из Японии. Они играли настоящий кроссовер, они ищут японское лицо классики, не перечеркивая природу японских инструментов, и делают это обаятельно. На третьем туре «Хидэ-хидэ» вышли в японских одеждах и сыграли Генделя, и это всех подкупило.

Одна из идей фестиваля: «Музыка должна быть обращена к зрителям». Поэтому в зале всегда присутствовали 100–200 человек, и на прослушиваниях звучали аплодисменты, что необычно для конкурса. Скорее это был большой гала-концерт, причем многие молодые люди впервые пришли в концертный зал. Так что задачу конкурса – привлечь молодежь – мы выполнили. Музыканты должны быть интересны как профессионалам, так и обычным зрителям. Конфликт Моцарта и Сальери в этом и заключался. Сальери – великолепный профессионал, но именно Моцарта играл слепой музыкант на улице, чему и завидовал Сальери. На это и был настроен наш Гран-при, который мы назвали «Мурашкой». Но мнение профессионалов не совпало с мнением жюри. Моцарта так и не нашлось. Поэтому и «Мурашка» осталась у нас.

Инга Кутянская:

– Это было масштабное событие: приехали 300 музыкантов из 22 стран, жюри – не каждый конкурс похвастается таким. Но что в итоге?

Основная задача, которую мы ставили перед этим конкурсом, – вернуть зрителя в музыкальные залы. Ведь раньше мы были самой музыкальной страной. У людей была внутренняя потребность послушать хорошую музыку. Сегодня в большинстве своем слушатели идут в залы не на музыку, а на громкие имена. И дело не только в публике. Очевидно, и у музыкантов нет внутренней потребности сказать зрителю что-то сокровенное. Поэтому и музыкальная жизнь сегодня состоит из статусных мероприятий и проектов. Мы организовали мастер-классы, где маститые музыканты делились своими размышлениями: а для чего вообще нужна музыка. Мы впервые заговорили об ответственности художника перед людьми.

Почему так много мы пригласили коллективов? Наша задача была – увидеть и понять, что происходит сегодня в мире музыки. Кроссовер это не классика, где есть каноны, а музыка на перепутье, которая льется из тебя, и ты ощупью двигаешься к свету, ищешь внедорожный путь. Мы выбираем свет, а значит, и хороший вкус.

В следующий раз, очевидно, будет более жесткий отбор и меньшее число коллективов. В этом году конкурс проводился на средства города. Мы очень надеемся, что в будущем найдутся бизнесмены, неравнодушные к музыке, и помогут нам провести новый конкурс, ведь для них – это реклама на весь мир.

 

Лидия Березнякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь