Роман Толстого в танцах и проекциях
Сегодня в Мариинском театре – премьера балета «Анна Каренина» в постановке Алексея Ратманского
Спектакль одного из ведущих российских хореографов на музыку Родиона Щедрина открывает X Международный фестиваль балета «Мариинский». Юбилейный форум обещает стать событием незаурядным: когда еще и в каком театре всего за десять дней увидишь пять премьер? И уж онечно, нечасто выдается шанс побывать на премьере балета по знаменитому роману Льва Толстого, в котором главную роль исполняют примы Мариинского театра – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина.
Первоначально «Анна Каренина» была поставлена Алексеем Ратманским для Датского королевского балета, затем шла на ведущих балетных сценах и была удостоена премии Benois de la dance. Теперь постановка, уже сделанная с Польской национальной оперой, добралась до нас.
Корреспонденту «НВ» удалось заглянуть на репетицию, где отрабатывались детали, координация действий всех участников спектакля. Особая сложность в том, что на сцену будут выезжать самые настоящие вагоны поезда (причем им нужно будет вращаться на ней во всех направлениях), должна подниматься задняя стена, за которой вдруг окажется мини-салон со старинной мебелью, а над сценой будут проецироваться видеоизображения (лицо Карениной, колеса поезда, летящий снег).
Нерв сюжета натягивается в первую же секунду, как взлетает занавес. На черном столе со скатертью, похожем на гроб, неподвижно лежит женщина. Неподалеку, вытянувшись в струнку, стоит мужчина. Она – горизонтальная линия, он – вертикальная. Они как оси координат, на которые будет наложен график жизни…
Заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев считает, что этот балет познакомит нас с «новым» Ратманским:
– В этом спектакле он раскроется с другой стороны. Мы привыкли видеть его как ироничного мастера, с хорошим чувством юмора. Этот юмор есть и в «Коньке-Горбунке», и в «Золушке», и в «Поцелуе феи». В «Анне Карениной» перед нами предстает его абсолютно другая грань. Спектакль очень драматичен, язык хореографии в нем переплетается с актерской игрой, что обусловлено самим знаменитым сюжетом.
Что касается исполнительниц главной партии, и Диана, и Ульяна говорят о своей большой радости, которую они испытывают от подготовки премьеры.
– В обычное время скучаешь по атмосфере, которая присутствует в балетной труппе во время последних репетиций, – рассказывает Ульяна Лопаткина. – Все объединены одной работой, изнурены гонкой и обилием занятости. Это сплачивает и подчиняет общей идее. Ты выходишь из привычного режима работы, при котором из года в год занимаешься одним и тем же, все партии уже изучены, и приходится изобретать какие-то новые нюансы и краски, чтобы сохранять их свежесть.
Балерина также рассказала о том, как ей приходилось «вгрызаться» в непривычную хореографию (в отличие от Ульяны, Диана Вишнёва работала с Алексеем Ратманским уже не раз, поэтому они понимали друг друга с полуслова), как постановщик требовал от нее работы над каждой деталью, каждым выходом на сцену и уходом за кулисы – «чтобы показать, что произошло за это время, как изменились чувства».
Для Дианы Вишнёвой (кстати, она танцует Анну в первый день премьеры – сегодня) этот спектакль еще и «премьера нового партнера» – Константина Зверева, за которого прима, как призналась, переживает, хоть и восхищается его трудоспособностью. Ведь для нее адажио в балетах Ратманского – самый любимый эпизод.
– Ратманский – мастер адажио, – говорит Диана. – В обычной жизни он не производит впечатления страстного человека, но он страстный балетмейстер.
Помимо премьеры «Анны Карениной» на фестивале «Мариинский» зрителей ждут премьеры «Кармен-сюиты» Щедрина – Бизе в хореографии Альберта Алонсо (с Ульяной Лопаткиной в партии Кармен) и трех новых балетов, вошедших в проект «Новое поколение» (спектакли поставлены молодыми хореографами на ведущих артистов труппы театра – Екатерину Кондаурову, Викторию Терешкину и Леонида Сарафанова).
Еще одно крупное событие фестиваля – первое выступление на сцене Мариинского театра балета Лионской оперы со знаменитой «Жизелью» Матса Эка.
Алина Циопа