Мал Нарьян-Мар, да дорог
Специальные корреспонденты «НВ» продолжают свои путешествия по Северо-Западу России. На этот раз мы посетили самый удаленный уголок СЗФО – Ненецкий автономный округ.
Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого – Красный город) – типичный провинциальный городок с населением в 20 тысяч жителей, в котором деревянные одноэтажные бараки и двухэтажные многоквартирные дома, построенные несколько десятков лет назад, соседствуют с многоэтажными кирпичными новостройками. Деревянных тротуаров и бетонных плит вместо асфальтового покрытия здесь не увидишь, но кое-где встречаются уличные фонари на деревянных необтесанных столбах. К слову, несмотря на заснеженность региона, дороги в Нарьян-Маре всегда остаются вычищенными от снега. И без использования химических реагентов. Поэтому по прибытии в этот заполярный город стыдливо приходится прикрывать свою петербургскую принадлежность, оставленную белыми разводами соли на обуви.
Из-за отсутствия постоянного автомобильного и железнодорожного сообщения добраться до Нарьян-Мара с Большой земли круглогодично можно только на самолете – авиакомпании совершают регулярные рейсы из Москвы и Петербурга через Архангельск. В летнее время, с июня по сентябрь, попасть в столицу НАО можно еще водным путем: по Белому морю из Архангельска и по реке Печоре из Коми.
Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры полностью отражается на жизни региона и в первую очередь на стоимости продуктов питания. В среднем цены в городских магазинах Нарьян-Мара на 40–50 процентов выше, чем в Петербурге, а вот стоимость молочной продукции вызывает легкий шок – пол-литровый пакет кефира местного производства стоит порядка 70 рублей. Зато в изобилии представлена продукция из оленины местного мясокомбината – сейчас предприятие выпускает 150 наименований деликатесов: копчености, фарш, мясные полуфабрикаты, консервы из тушеной оленины, вареные и копченые колбасы. А вот самый дефицитный товар – табачные изделия. За все время пребывания в Нарьян-Маре корреспондент «НВ» так и не встретил в продаже популярных здесь сигарет «Арктика». Как объяснили продавцы, везти их сюда самолетом так же невыгодно, как и машины. Поэтому, несмотря на фиксированную цену пачки сигарет, продают их в несколько раз дороже.
– Товар хоть и легкий, но объемный, поэтому возить его невыгодно, а сигареты у нас действительно дороже фиксированной цены на 100–150 процентов, – объясняет продавщица одного из магазинов Татьяна.
При средней заработной плате по округу в 50 тысяч рублей прожиточный минимум составляет 12 тысяч. «На самом деле на эти деньги у нас прожить нереально», – твердят в один голос местные жители.
Тем не менее показатели рождаемости в регионе выше среднероссийских на 35 процентов, что свидетельствует о том, что люди с уверенностью смотрят в будущее. Во многом на демографический взрыв в НАО влияет поддержка местных властей. Так, в дополнение к «президентским» 300 тысячам рублей материнского капитала округ доплачивает еще 250 тысяч рублей на рождение ребенка.
Впрочем, только при помощи материнского капитала и материальной поддержке властей невозможно улучшить жилищные условия – строители взвинчивают цены вслед за ростом доходов населения. Так, однокомнатная квартира в кирпичной новостройке обойдется жителю Нарьян-Мара в 3,5–4 миллиона рублей, да и квартира в старом деревянном доме стоит не намного дешевле. Именно поэтому некоторые жители округа, не имея возможности приобрести жилье на месте, вкладывают средства в недвижимость в Петербурге, Москве, Подмосковье и других регионах.
дороги
«Куда угонять-то? Кругом тундра!»
Из-за роста безработицы многие местные жители, имеющие собственный автомобиль, стали устраиваться работать в такси, которого в Нарьян-Маре в пересчете на душу населения очень много. Рассматривая город из окон машины, корреспондент «НВ» разговорился с одним из таких таксистов.
– Другой работы нет, вот и приходится крутить баранку с раннего утра до поздней ночи, – рассказал Виктор Степанов. – Нефтяным компаниям невыгодно принимать нас на работу – «северные» надо платить. Поэтому и работают здесь вахтовики из других регионов. А с ними не церемонятся. Что-то не нравится – до свидания! У них на каждое рабочее место очередь человек из двадцати выстроилась.
– Пробки часто бывают? – подшучиваю я, глядя на практически пустую дорогу.
– Бывают.
– А угоны?
– Куда угонять-то? Кругом тундра!
С апреля по декабрь в Нарьян-Мар посуху не попасть. А вот с декабря по апрель можно проехать по «зимнику» – временной дороге в тундре, обозначенной вешками. Когда снежный покров достигает 20 сантиметров, специальная волокуша досыпает, разравнивает и утрамбовывает снег. На «зимнике» можно развивать скорость до 80 километров в час, однако не всякий смелый решится выдвинуться по нему в одиночку – на 200 километров дороги нет ни одного населенного пункта, не работает сотовая связь и на всем протяжении всего один временный пост ДПС. Поэтому автолюбители собираются в караваны. Причем из-за ослепительного на солнце снега движение по «зимнику» в основном осуществляется в ночное время...
Губернатор НАО Игорь Федоров ставит первостепенную задачу – окончание строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск. С ней многие жители связывают большие надежды. Ведь можно будет не только в отпуск на машине отправиться, но и благодаря этой транспортной магистрали в Нарьян-Маре появится возможность пользоваться высокоскоростным интернетом и качественной мобильной связью – вдоль дороги планируется пустить кабель из оптоволокна и установить вышки. Правда, после соединения Нарьян-Мара с Большой землей показатели пробок и угонов, скорее всего, увеличатся...
достопримечательности
Заброшенный город и «святая земля»
Ненецкий округ славится своими достопримечательностями, основными из которых являются заброшенный город Пустозерск, остров Вайгач, термальные источники Пым-Ва-Шор и река Белая.
Территория древнего поселения Пустозерск расположена на берегу Городецкого озера. Пустозерск – старейший русский город за полярным кругом, основанный в 1499 году во время экспедиции московской дружины в Югорскую землю воеводами Ивана III: Петром Ушатым, Семеном Курбским и Василием Гавриловым Бражником.
Долгое время Пустозерск являлся экономическим и культурным центром Печорского края, сыгравшим важную роль в освоении Крайнего Севера и развитии арктического мореплавания. Пустозерск известен также поставленной в XVII веке самой страшной тюрьмой для воров и опальных людей, в которой около пятнадцати лет томился в заключении идеолог старообрядчества протопоп Аввакум.
Последние жители покинули Пустозерск в 50-х годах прошлого века, и сейчас о былой славе административного центра напоминают лишь памятники, трудноразличимые остатки строений да могильные кресты старых кладбищ. Но интерес к истории Пустозерска не ослабевает – многочисленные туристы и старообрядцы стремятся на это пустынное место, где стоит деревянный крест, воздвигнутый в честь «огнепального» протопопа Аввакума, ставшего одним из лидеров церковного раскола XVII века и казненного здесь в ссылке.
Остров Вайгач (ненецкое название острова Хэбидя-я, или «святая земля») считался своеобразным олимпом для коренных народов Севера. Местные жители верили, что только божества могут здесь находиться, что людям, осмелившимся нарушить их покой, грозит смерть. Здесь они поклонялись своим божествам, просили у них «разрешения» на промысел рыбы и зверя. Вплоть до 1920-х годов люди предпочитали тут не селиться. Есть даже свидетельства того, что ненцы всячески препятствовали высадке чужеземцев на остров. На севере острова стоял один из двух главных идолов – Ходако (старик), на юге – Вэсако (старуха), а рядом со святилищами запрещалось охотиться и даже срывать цветы. «Дикие ненцы» хоть и охраняли Вайгач от вторжения чужеземцев, в XIX веке сотни каменных и деревянных идолов были уничтожены миссионерами. Тем не менее среди гостей округа всегда набирается много желающих ступить на эту «святую землю».
Термальные источники Пым-Ва-Шор, что в переводе с языка коми означает «ручей горячей воды», единственные на Крайнем Севере, впервые описанные архимандритом Вениамином в 1849 году. Они расположены в очень живописном месте между ручьями Пым-Ва-Шор и Дыр-Шор – притоками Адзьвы. Температура воды в источниках зимой и летом варьируется от 18 до 28 градусов по Цельсию, хотя раньше достигала 40 градусов. У ненцев и коми вода источников Пым-Ва-Шор издревле считается целебной, излечивающей от желудочных, легочных и кожных болезней. В ней содержится большой набор микроэлементов – титан, хром, железо, цинк, никель, медь, бром и другие элементы.
Одним из самых запоминающихся мест в НАО является уникальный район реки Белой на Северном Тимане. Свое название река получила не по цвету воды (вода в ней настолько прозрачна, что можно увидеть всех обитателей реки, – хариус, кумжу, семгу), а за скалистые берега, состоящие из беловатого кварцевого песчаника. Благодаря морозному выветриванию и дождевым потокам, которые смывают разрушенный материал со склонов, берега украшают причудливые фигуры останцев, которые дают волю фантазии и воображению.
Сильные ветра выдувают из бесформенных булыжников удивительные статуи, памятники, столбы, арки. Здесь можно увидеть вазы, динозавров, фигуры людей и животных, шахматные фигуры и полуразрушенные здания. Настоящий каменный город!
традиции
«Оленей на «Буран» не поменяю!»
Основной сферой деятельности ненцев являются традиционные отрасли – оленеводство, рыболовство, охота и морской зверобойный промысел. Но первоначальную свою славу и известность Ненецкий округ приобрел именно благодаря огромным стадам северных оленей. Их разведением местные жители занимаются более трехсот лет.
Оленина – это самое экологически чистое диетическое мясо. В нем содержится много биоактивных веществ, которые, в свою очередь, полезны для человека.
Администрация региона всячески поддерживает эту деятельность – округ субсидирует оленеводам до 100 процентов от стоимости строящегося жилья на селе, а также выплачивает субсидии за мясо. Поэтому в последнее время поголовье оленей росло примерно по 10 тысяч животных в год и сейчас составляет около 180 тысяч. Впрочем, точного числа никто не знает, а спросить оленевода о поголовье стада неприлично.
– Нельзя называть число оленей: все стадо потеряешь, духи заберут, – поведал корреспонденту «НВ» оленевод Виктор Косков.
Ежегодно в традиционных гонках на «Буранах» сильнейшие оленеводы на упряжках, снаряженных пятью ездовыми животными, борются за новенькие снегоходы, которые очень помогают жителям выжить в суровых климатических условиях. По стоимости упряжка с пятью специально обученными оленями сопоставима с подержанным снегоходом, но вот менять своих верных помощников на железного коня оленеводы не хотят.
– Неизвестно, в какие руки они могут попасть, – продолжает Виктор Косков. – «Буран» тоже нужен, но оленей жалко отдавать. Я бы упряжку оставил и «Буран» себе взял. На нем можно возить дрова, тогда животные будут немножко отдыхать.
К тому же оленья упряжка – всесезонный вид транспорта: летом нарты так же быстро скользят по траве, как и зимой по снегу.
Николай Дерягин, фото Евгения Лучинского. Нарьян-Мар – Петербург.