Мнения и комментарии

Эта «Маска» им к лицу

28 апреля

Пермский театр «У Моста» удостоился премии «Золотая маска»

Спектакль «Калека с Инишмана» был представлен в двух номинациях, но, увы, как почти везде, обошли москвичи. Возникло ощущение несправедливости и обиды. …И все же чудеса случаются. Во время церемонии вышел председатель жюри, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский и восстановил справедливость, сказав о том, что есть в России «театр с потрясающим репертуаром, театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит самые сложные пьесы мирового репертуара и представляет часто актеров прекрасных. Этот театр – художественное явление, некий маяк, театр, который, оказывается, даже находясь на периферии, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно – это пермский театр драмы «У Моста»!». После этих слов Смелянский вручил специальный приз жюри «Золотую маску» Сергею Федотову.

Кредо Федотова – быть первым. Где бы ни появлялся этот человек, он всюду открывал театры: распределили после Института искусств в городок Нытву Пермской области – открыл там театральную студию, послали служить в армию – создал первый в России солдатский театр. Начав преподавать в Пермском институте искусств, в 1988 году в ДК телефонного завода взял и открыл первый в нашей стране, а может, и в мире Мистический театр. А так как завод стоял у самого моста через Каму, то и название театр получил «У Моста». Мистическим Федотов называет свой театр потому,  что ему интересно изучать неизведанное, загадочное, инфернальное. Берет для постановок Булгакова, Гоголя, Андреева, Достоевского, Шекспира, Стокера.

Никакая не Москва и не Петербург открыли для русской сцены ирландского драматурга Мартина Макдонаха, это сделал пермяк Сергей Федотов. Рассказывает, что увидел в Праге спектакль «Сиротливый Запад» в исполнении театра «Чиногерни клуб» и был в буквальном смысле потрясен психологизмом и точностью материала. Решил и сам взяться за Макдонаха. Начал с «Сиротливого Запада», дальше последовал «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна», и последняя премьера – «Калека с Инешмана». Самое поразительное – все эти спектакли ставились за десять-пятнадцать дней!

Сергей Федотов четко идет по линии изучения театральных систем Михаила Чехова и Ежи Гротовского, пытаясь объединить их с теорией театра жестокости Арно Антонена. Получаются результаты, удивляющие театральных критиков и режиссеров, – постановки выходят парадоксальными, глубокими, эмоциональными, многогранными, взрывными.

После Федотова Макдонаха начали ставить повсюду, будто шлюз открылся: в «Сатириконе»  – Константин Райкин, в МХТ – Кирилл Серебренников, в питерском «Приюте комедианта» – Антон Коваленко. Только что прошла премьера «Сиротливого Запада» Виктора Крамера в Комиссаржевке. При этом существует мнение театральных критиков, что, кроме Федотова и его театра, в России еще никому не удалось раскрыть секрет проникновения в ткань драматургии таинственного ирландца.

…И все же – нет пророка в своем отечестве. Принимая «Золотую маску», Федотов не без горечи отметил, что ему надо было поставить 10 спектаклей в Праге, чтобы стать лауреатом Национальной премии Чехии, и больше 100, чтобы удостоиться «Золотой маски» на родине.

 

Елена Добрякова, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.82
0.701 (0.76%)
Курс Евро
98.95
0.64 (0.65%)
Погода
Сегодня,
09 май
четверг
+7
Ясно
10 май
пятница
+9
Слабый дождь
11 май
суббота
+9
Облачно