Алексей Герман: «Кинофорум – это не только праздник»
На четыре дня – с 2 по 5 мая – не только кинотеатры, но и улицы и площади Петербурга будут превращены в площадки для кинопросмотров. Кинофорум, который решили созвать в северной столице в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, обещает приобрести размах большого события. Будет показано лучшее, что было создано кинематографом о Второй мировой войне за последние полвека, причем не только российским, но и международным. Состоятся премьеры, дискуссии, круглые столы. Президент кинофорума Алексей ГЕРМАН ответил на вопросы «НВ».
– Алексей Юрьевич, как вам кажется, Санкт-Петербургский международный кинофорум может явиться некой сплачивающей силой для петербуржцев?
– Это сложный вопрос. Кинофорум – это ведь не только праздник в честь победного окончания одной из самых кровопролитных войн в истории человечества. Мы собираемся для того, чтобы вспомнить и перечувствовать – одинаково и каждый по-разному – историческую трагедию народа, общую для всех и личностную для каждого. Идея собрать кинофорум изначально возникла в Международном центре фестивалей и праздников Санкт-Петербурга и стала мгновенно близка кинематографистам нашего города, а затем обрела сторонников и в стране, и за рубежом. Для этого в Питере соберутся кинематографисты всего мира, приедут фильмы с разных концов света. Кинофорум придуман как совместное, многоликое действо, однако нас не разделяет барьер: вот мы вам показываем, а вы, зрители, смотрите. Нет, мы проходим вместе страшнейший путь поражений и потерь начала войны, и мы вместе побеждаем в нечеловеческой битве. С движением времени множатся утраты, и сейчас я имею в виду не только тяжелые человеческие потери – оскудевает память, уходят из нее подробности, начинает ускользать сам характер минувшего, конкретность прожитого. Но никогда не подводит эмоциональная память, внутреннее чувство. Мы знаем, как иногда может вернуться запах давно забытых мест. Не это ли изначально диктует художественному произведению свой закон? Закон, который называется – сопереживание.
– Как вы думаете, почему бесчисленные повторения старых картин, таких как «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Проверки на дорогах», собирают большую аудиторию у экранов? За столько лет это могло и надоесть?
– На кинофоруме, мы убеждены, повторится то же самое. Соберется много зрителей на старое кино. Это кино об их молодости, их жизни. Экранные персонажи напомнят им сверстников, тогдашних соседей по коммунальным квартирам, одноклассников, друзей, живших на одной с ними улице, а сама улица – ту незабываемую улочку, запах которой иногда врывается в течение современной жизни. Рядом в кинозале или на площадях, которые превратятся во время форума в открытый кинотеатр, окажутся их однополчане. Горькое и счастливое возвращение в лихолетье, в победный шаг страны, возвращающей себе свободу.
– А можно ли завлечь молодого зрителя в кинозал серьезным кино? Тем более картинами о той войне – отдаленной во времени?
– Я убежден, что молодежь восприимчива к искусству, не будем его делить на формообразующие составные: молодые люди не живут в отдельном мире. К сожалению, чаще старшее поколение относится к молодым предвзято, с возрастом мы забываем, какими сами были в молодости. Всегда взрослому человеку кажется, что он умнее, благороднее, воспитаннее, что более любит свою родину, чем юноша или девушка, едущие в автобусе, – в короткой юбке или кожаной куртке с заклепками. Однако приходит война и уравнивает всех. За Родину, за свою землю одинаково гибнут и старые, и молодые, и, как казалось, легкомысленные, и умудренные. И нет разницы меж ними.
– Как вы считаете, зрители могут «проглотить» некую неправду, которую выдают за правду?
– Когда-то много лет назад в Госфильмофонде мы отсмотрели тысячи метров военной кинохроники. Она была разной, но всегда отличишь реальную от постановочной. У нас на монтажном столе была реальная. Бежали по открытому пространству солдаты, и вдруг один из них приостановился и упал. Все бегут, а он не поднимается. Неподвижная чернеет фигурка на замерзшей земле. И мы поняли, что увидели реальную смерть реального человека, погибшего сейчас, здесь, на наших глазах. Мы остановили пленку, как будто можно было дождаться, что он поднимется. А потом стали перематывать ее обратно, возвращая солдата к жизни, – нам так хотелось видеть, что он пробежит свой смертельный рубеж. Нет смысла сомневаться в том, что молодой режиссер, если он художник, воспринял бы это как мы – как близкую личную потерю – и добавил бы про себя, как и мы: «А может быть, это был мой отец или дед». Настоящее искусство обладает почти такой же силой воздействия. И ничего лучше, чем искусство, человечество пока не придумало. Только оно обращено к нашей внутренней сути, задевает потаенное, рассказывая о человеке, обращается к его душе. Искусством нельзя обманывать. Как только появляется расчетливость или преднамеренность, оно исчезает. Искусство мстительно.
– Кинофорум – это же не только ретроспективный показ. Будут и премьеры. Как составлялась программа?
– Это был сложный процесс. Подбором картин согласился заняться Андрей Плахов, почетный президент ФИПРЕССИ, высочайший профессионал, фантастически чувствующий ткань художественного произведения, отличающий фальшь от истины. Диапазон был очень велик. Например, кто знает или помнит сейчас великое военное польское кино? Или картины о современных войнах, которые расширяют вечную тему – человек и его судьба в напряженнейшие периоды истории? Нынешний российский кинематограф также снимает про войну, про ее влияние на судьбы людей в послевоенные годы. И не только потому, что тема изначально диктует обостренные драматургические коллизии, но и потому, что, как говорят, «война не отпускает».
Картину Валерия Пендраковского о сложностях послевоенного времени «Только не сейчас» мы и покажем на открытии кинофорума.
– Организаторы кинофорума заявили, что Петербургу не стоит гнаться за Каннами и Венецией, но тем не менее престиж его надо поднять до уровня мирового. Чем будет отличаться кинофорум от какого-то другого кинофестиваля?
– Конечно, в Петербурге должен быть свой международный кинофестиваль, город должен естественно войти в русло культурного кинематографического процесса и занять там достойное место. Один из самых красивых и достойных городов мира не может довольствоваться обочиной. Мне кажется, что инициаторы кинофорума настолько внимательно, умно и тактично относятся к этому проекту, что идея не погибнет на корню. Даже сами по себе профессиональные и неожиданные предложения о сущности фестиваля крайне интересны и для будущих участников, и для наших сограждан. Серьезность намерений заложена, готовность и самоотверженность группы людей, готовых сдвинуть эту махину, очевидна. И не надо сравнивать будущий кинофестиваль с Венецией и Каннами. Это вы, журналисты, придумываете. За этими и другими значительными киносмотрами стоит уважаемая нами история, десятки новых открытых имен, престижность полученных там наград. У нас – предыстория. У нас – начало большого пути. И все в наших руках. А за нами – великий и прекрасный город.
Вести церемонию открытия будут Федор Бондарчук и Анастасия Вертинская. Среди гостей и участников кинофорума – польский режиссер Кшиштоф Занусси, управляющий директор компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Ханс Бодо Мюллер, болгарский сценарист и актер Стефан Китанов, российские режиссеры Карен Шахназаров, Александр Сокуров, Вера Глаголева, Александр Галибин, продюсеры Эндрю Вайна, Эрик Аллард, Демис Шандор, голливудские звезды Антонио Бандерас и Мелани Гриффит.