Александр Малинин: «Меня спас Высоцкий»
Чтобы стать знаменитым певцом, ему пришлось победить болезнь и заставить себя вернуться на сцену
В эти предпраздничные дни концертные залы открыты для ветеранов, в их честь поют самые яркие звезды. Вот и администрация Калининского района совместно с общественной организацией «Милосердие» устроили в БКЗ «Октябрьский» гала-концерт «Весна нашей Победы», посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Режиссеру программы народному артисту России Олегу Орлову удалось связать воедино самые разные жанры – от танца до классического вокала, от фолка до рока. Для ветеранов выступали Элина Быстрицкая, Сергей Захаров, Светлана Крючкова, Михаил Боярский, Татьяна Буланова, Игорь Скляр, ансамбль «Русская песня» Надежды Бабкиной, исполняя и замечательные песни военных лет, и просто песни, трогающие душу. Народный артист России Александр МАЛИНИН преподнес «букет» из своих лучших романсов.
– Александр, а вы могли бы дать сольный концерт из классического репертуара, старинных русских романсов?
– Конечно, и такой опыт уже был. Могу спеть полностью весь концерт из старинных русских романсов или дать концерт с ариями из опер. Хотя я туда, в это поле, не хожу, там свои герои, зачем у них хлеб отнимать. Но вообще-то у меня академическое образование, я могу петь арии из опер и, как говорят уважаемые люди, делаю это неплохо (улыбается).
– Почему бы тогда не записать диск: «Александр Малинин. Арии из опер»?
– Не знаю, найдет ли классический, академический певец Малинин своего слушателя? Скорей всего, правильней каждому хорошо делать свое дело. Вот я занял свою нишу – неплохо пою песни и романсы, и этого достаточно. Не стоит лезть туда, где есть те, кто явно лучше тебя…
– Еще прошлой осенью было объявлено, что у вас выходит новый альбом, но что-то пока его не слышно…
– Альбом готовится. Это будет не рядовой диск – мой 25-й альбом. Накопилось уже больше двадцати вещей, и я подумываю о том, чтобы выпустить двойной альбом. Хотя на нашем рынке по-прежнему хозяйничают пираты плюс прибавилось бесплатное скачивание из интернета, и в итоге альбомы выпускать стало невыгодно. Гонорар реально меньший, чем ты сам тратишь на запись диска. Такая ситуация, конечно, не стимулирует музыкантов. Но зато если уж ты решаешься на выпуск нового альбома, то уж точно из любви к музыке, к искусству, слушателям, и в этом есть свой плюс.
– В начале июня вы вновь приедете в Петербург с сольным концертом… Что в этот раз споете?
– Многие говорят, что в нынешнем концерте собраны именно те песни, которые люди хотят услышать от Малинина. Я собрал самые лучшие свои песни за многие годы, концерт получился такой крепкий, душевный. Добавил к этому новые песни. Все сложилось в программу, которую мне самому очень приятно и интересно петь. Это очень важно, чтобы артист сам получал удовольствие, чтобы ждал с нетерпением выхода на сцену.
– Вас многие считают невероятно удачливым человеком… Но мало кто помнит, что в конце 1980-х, накануне вашей феерической победы на конкурсе в Юрмале, вы пережили черный период своей жизни: после автокатастрофы лежали полгода в больнице, потеряли голос, были уволены из популярной группы, от вас ушла жена – популярная в те годы певица Ольга Зарубина…
– Что толку старое перетирать, ворошить… Неинтересно.
– А что все-таки помогло вам не просто вернуться на сцену, но и подняться на еще более высокую ступень?
– В первую очередь мое личное желание. Во-вторых, я тогда по-настоящему открыл для себя Высоцкого. Он мне очень помог найти в себе силы сопротивляться болезни, да и вообще найти себя…
А потом, как в сказке, в моей жизни появилась Эмма – моя жена, моя единственная женщина. Она окончательно изменила всю мою жизнь к лучшему.
– Вы с Эммой вместе уже двадцать лет. Ваша любовь запечатлена в клипах, на плакатах, афишах, цветных журналах… Можно ли сказать, что любовь и страсть два десятка лет спустя после свадьбы остается пылкой, нежной?
– Когда за границей мы где-то появляемся вместе, все спрашивают: «У вас хани мун (медовый месяц)?» А там нас в лицо не знают, мы ничего никому не рассказываем, просто ходим за руку вместе… Но у нас замечательные отношения, у нас чувства, и это скрыть невозможно. На Западе в принципе всем до лампочки, кто перед ними, они просто констатируют, что перед ними два счастливых человека.
– У вас взрослый сын, но, перешагнув границу сорока лет, вы вновь решились стать отцом…
– Разве сорок лет – это возраст для мужчины! Дети приносят столько радости, положительных эмоций. Тем более близнецы. Мои девятилетние Устинья и Фрол так быстро растут и уже погружены в очень серьезные дела. Сын растет таким академическим музыкантом, такой серьезный, увлеченно играет на скрипке, занимается вокалом, сольфеджио, радуя родителей. Я даже завидую ему, потому что сам на скрипке не научился играть. А дочка, позанимавшись музыкой, решила, что ее больше изобразительное искусство привлекает, и теперь занимается с профессором живописи. Хочет рисовать, лепить, плести гобелены, просит: «Папа, ты только не дави на меня с музыкой!»
– Александр, вы пост соблюдаете?
– Соблюдаю Великий пост. Стараюсь и остальные соблюдать. Кроме того, не ем сладкое, но не издеваюсь над собой, а получаю удовольствие от самого процесса ограничения. Поэтому и результаты появились. С 83 кг мой вес уменьшился на десять килограммов. Никаких таблеток не принимаю – только натуральную пищу, белок и так далее по рекомендации специалиста. Я живу в гармонии, в ладу с самим собой, своей семьей, своими слушателями, да, по большому счету, со всем миром… Спорт – это, конечно, здорово, и я увлекаюсь горными лыжами, играю в бильярд, летом отдаюсь многокилометровым велосипедным маршрутам. Но когда я гастролирую в режиме «день концерт, день переезд», то тут уже не до изнурительных занятий фитнесом. И, приезжая домой, понимаю, что надо хоть дома немножко отлежаться, посидеть, чтобы как-то восстановиться.
Я и штангу в последнее время не успеваю как следует тягать. Штангу сегодня поднимешь, а завтра уедешь на гастроли и, не дай бог, будешь ходить по сцене с больными мышцами. Каждый сам выбирает себе, как он хочет жить, как жизнь свою строить. Некоторые звезды тоже не уделяют себе должного внимания. Смотришь, вроде молодые ребята, а уже, извините, наели себе такие морды! Удивительно, что от хорошей жизни человек начинает расслабляться… А надо, наоборот, собираться, концентрироваться от хорошей жизни. Чтобы она не стала хуже…
– Рискну предположить, что вы не курите и не выпиваете?
– Курение для артиста, который дает трехчасовые концерты и гастролирует (а это еще и переезды, перелеты, порой в ночное время!), равносильно самоубийству. А «насчет выпить» я, как нормальный, здоровый мужчина, вполне могу себе это позволить. Но в хорошей компании, зная меру и довольно редко.
Например, со своим старым товарищем Стасом Наминым (в 80-е Малинин, тогда еще под фамилией Выгузов, пел в группе Стаса Намина «Цветы». – Прим. авт.). У Стаса в загородном доме сохранились превосходные вина еще со времен его деда (Анастаса Микояна, члена Политбюро ЦК КПСС. – Прим. авт.), и под настроение мы с удовольствием откупорим бутылочку… Но это не значит, что я могу уйти в запой, после чего меня будет не найти неделю…
– Когда ваш сын Никита Малинин, молодой певец, победитель проекта «Фабрика звезд», стал популярным, многие говорили, что хорошо бы вам сделать семейное шоу…
– И я, и Никита были против. На какую аудиторию мы могли бы работать?! У Никиты безбашенная молодежь. Его фанаткам крикнешь: «Девчонки, топлесс!» – и уже готовы без лифчиков плясать. На такую публику я не готов работать.
Конечно, в идеале хорошо бы сделать такое шоу на все вкусы и возрасты, но в реальности дети с мамами и папами не ходят на концерты, потому что детям нужна свобода, а родители будут командовать: «Сиди!» Поэтому не стоит соединять несоединяемое.
Никита вполне взрослый человек. Зарабатывает на жизнь, востребован. Сам уже женат, молодой отец. Сам себе определяет, что будет делать в жизни. С какой стати мне лезть в его творчество, это же ни к чему хорошему не приведет. В свое время я говорил сыну: «Если будешь петь романсы, у тебя может состояться большое будущее, пойдешь по классике! А со своим ар-эн-би, когда пройдет на него мода, что будешь делать? Да и не идет у нас этот стиль особо…» Он меня слушал внимательно, но делал по-своему, и это не испортило наших добрых отношений, потому что я признаю право за ним поступать так, как он сам хочет.
– А дуэтом вы пели?
– Пару-тройку раз, для каких-то новогодних телешоу…
– Александр, как вы думаете, если бы ваше исполнение романсов услышали звезды романса XX века, что бы они сказали?
– Конечно, я все равно исполняю романсы современно, и, конечно, их бы это удивило.