Северо-Запад

Рыбаков оставили «на мели»

12 май

Отказ от прибрежного промышленного рыболовства в Финском заливе может оставить местных жителей без средств к существованию

Теперь любой профессиональный рыбак, занимающийся прибрежным ловом в районе Курголовского полуострова в Финском заливе, может быть объявлен браконьером. Чтобы избежать колоссальных штрафов, бригады берегового лова, те самые, которые когда-то исправно поставляли к столу петербуржцев кильку, салаку и корюшку, решили… вовсе не работать по специальности. А виной всему «Положение о государственном региональном заказнике «Кургальский».

До недавнего времени действовали лишь определенные ограничения. Но с 8 апреля правительство Лен-области отменило действие паспорта заказника, который разрешал рыболовство. Мол, этот документ противоречил положению о заказнике, которое рыболовство запрещало. Теперь нормативные акты приведены в порядок. Вот только рыбаков спросить забыли, как они собираются жить в таких условиях. Их просто поставили перед фактом, причем значительно позже принятия этого решения. Только 27 апреля в Усть-Луге состоялись общественные слушания, где чиновники из областного комитета по природным ресурсам поведали собравшимся местным жителям, в каком уникальном месте они живут, поэтому не имеют права кормиться с воды.

Собравшиеся с изумлением слушали про уникальные водоросли и про подсчет тюленей с самолета – все местные знают, что там, где тюленей якобы считали, их нет… Спрашиваю рыбаков: «На что жить будете?» Молодые молчат, курят, потом кто-то скажет: «Уеду на фиг». Старые тоже курят, а потом добавляют: «Будем ночью ловить, пока Рыбоохрана дрыхнет». Потом спохватываются: «Мы пошутили». Но руки с папиросой дрожат, а глаза зло прищурены.

– Будут и пить, и браконьерить, – подтверждает председатель некоммерческого партнерства рыбаков Кингисеппского района «Южный берег» (скромный аналог распавшегося рыбколхоза «Балтика») Люция Паркалова. – А что еще людям остается? Их ставят в такое унизительное положение. Они тут живут, это их дом, и вдруг получается, что в доме распоряжается кто-то чужой, прямо как оккупант. Молодые, да, уедут, как многие уже уехали. А старые… Кому сейчас нужны пожилые рыбаки? На работу в порт «Усть-Луга» не берут тех, кто старше 45 лет, как мне говорили мужики, пытавшиеся туда устроиться. А после 45 – умирать? У них семьи, дети, у многих внуки, дома они тут выстроили, жить хотели долго. Получается, что с телеэкрана мы слышим сладкие речи о том, что у нас народ должен возвращаться в деревню, а на деле человека из деревни выживают. Видимо, в идеале наши места должны выглядеть так: Усть-Лужский порт и богатые дачники. Все. Больше тут никого не должно быть.

А вот начальник отдела особо охраняемых природных территорий Федор Стулов полагает, что ситуация отнюдь не тупиковая, ведь «Положение о заказнике» предусматривает выделение достаточного количества площадей для промышленного лова рыбы. Проблема, по словам чиновника, только в том, что у рыбаков есть свои «излюбленные места» и они не хотят их менять.

Рыбак Роберт Тамми из деревни Преображенка при упоминании «излюбленных мест» только сплюнул:

– У нас не излюбленные места, а места, где ловится рыба! В других местах она не ловится! Как он не понимает?! Рыба не умеет читать и собирается там, где ей удобно, там мы ее и ловили, а теперь чиновники решили объяснить рыбе, что она должна ловиться там, где они прикажут!

И совсем мрачно настроен глава рыболовецкого предприятия «Юникс» Андрей Тимофеев.

– У меня коптильный цех есть в Ивангороде. Знаете, что мы коптим? Эстонскую рыбешку. Потому что вдоль эстонского побережья ловить можно, а вдоль нашего – нельзя, – возмущается Андрей. – Эстонцы давно смеются над нами, конечно, таких дураков, как мы, поискать надо, ведь мы сами себя ставим в зависимость от импорта! И импорта чего – рыбы, которую здесь ловили всегда и все от мала до велика, все побережье этим жило, это самый-самый традиционный промысел! По-моему, это настоящее преступление – запрет на рыбную ловлю. Море становится грязнее? А рыбацкие ли суденышки его загрязняют? Может, рыбаки вырубают леса на полуострове и строят дорогущие дачи? Может, рыбаки отстреливают всю живность в заказнике? Это делает кто-то другой. Но этому «кому-то другому», вероятно, закон не писан. Закон, похоже, писан только для нас – профессиональных рыбаков. И где прикажете нам искать справедливость? Я, честно говоря, пребываю в гневе и отчаянии.

 

Татьяна Хмельник
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь