Игорь Скляр: «Для меня эстрада всегда была баловством»
Известный актер считает, что звездой он никогда не был
В одном телеинтервью он как-то сказал: «Я ленивый человек, по натуре ленивый…» Потом, когда журналисты стали донимать расспросами, уточнял: «Можно объявить всем и себе: «Я ленивый!» – и на этом успокоиться, даже бравировать. А можно лень свою преодолевать».
– Игорь, вы хоть и покинули Малый драматический театр, но на сценических подмостках появляетесь часто – в антрепризных проектах, в спектаклях «Балтийского дома»… А вот в кино что-то редко снимаетесь!
– В последние лет пять 90 процентов сценариев приходилось бросать в печку – такие бессмысленные, что дочитать невозможно. Но в этом году поступило сразу несколько интересных предложений: шесть сценариев, из них только один «никакой», а остальные обретают реальные очертания. Вот пытаюсь на предстоящее лето как-то распределить: и сценарии неплохие, и роли интересные, и производящие компании уважаемые. Но рассказывать, что да как, пока не буду: вдруг отложится, сорвется, перенесется. Я даже после утверждения на роль обычно молчу – до того момента, пока сами съемки не начнутся.
Пока же с удовольствием играю в театре. Вчера был «Плинтус» в «Балтийском доме». Спектакль идет регулярно больше трех лет, пользуется успехом. Потому что история человеческая, а «человеческое» всегда интересно. Модное ярко горит, но быстро сходит, потому что назавтра приходит другая мода. Сегодня клеши носят, завтра – дудочки, сегодня – длинные волосы, завтра – все лысые. Нет, такое не по мне, я человек немодный.
– Еще одним подтверждением мимолетности моды стал недавний концерт Димы Билана, который едва собрал ползала БКЗ! А год-два назад Ледовый дворец трещал, Диму чуть ли не национальным героем объявляли… А вы ведь, Игорь, со своим супершлягером «На недельку до второго я уеду в Комарово», особенно после выхода фильма «Мы из джаза», тоже были эстрадной звездой!
– Нет уж… Эстрадной звездой я никогда не был. Как только немножко узнал этот мир, мне стало в нем неуютно. Хотя, не скрою, соблазн был – я неделю думал над предложением солидных продюсеров. Потому что другие возможности, другие деньги, все другое…
– Когда Александр Рыбак выиграл «Евровидение», многим этот парень напомнил Скляра почти тридцатилетней давности! Даже мама победителя сказала, что сын любит песню «Комарово», играет ее на скрипке…
– Да, нас с Рыбаком даже хотели в телешоу «Достояние республики» свести вместе… Я понимаю, почему он выиграл: такую непосредственность, открытость для мира нельзя сыграть, нельзя заменить модными ритмами. Для меня же эстрада всегда была баловством вроде актерского этюда. Хотя я до сих пор в своих концертах пою с оркестром и под гитару.
– А мне жаль не того, что вы не стали поп-идолом, а того, что в мюзиклах не раскрылись… Сыграли только в питерской версии «Мэри Поппинс», с вашими-то актерскими и музыкальными талантами…
– Это вопрос отдельный. Во-первых, это очень тяжелая работа. Я видел, как репетируют бродвейские артисты, какое это отточенное мастерство. Мне кажется, глупо к ним тянуться в этом жанре. Мюзиклы – это стихия американцев. Но нам нет повода комплексовать! Они зато не умеют так плясать и петь, как какой-нибудь наш Кубанский казачий хор или другой ансамбль песни и пляски. У них прекрасный балет модерн, зато у нас классический балет на такой высоте, что им не снилось. Традиции никуда не исчезают, и слава Богу. Почему надо быть всем одинаковыми, всем есть в «Макдоналдсе»? Все равно наши мюзиклы, которые объявляются «событием сезона», на самом деле как у Жванецкого: если других машин не видел, то наш «Запорожец» вот такой (показывает большой палец!) автомобиль.
– В фильме «Мы из джаза» чувствуется мюзикловая основа. А можно его перенести на сцену и поставить как мюзикл?
– Как артиста меня такой проект не привлек бы. Если у меня есть музыкальные задатки, то это не значит, что я артист мюзикла. Для этого очень много надо работать. Артист мюзикла должен танцевать как в балете, не задыхаясь, и петь лучше многих шоу-звезд. Вот тогда ты артист мюзикла.
– Игорь, согласитесь, в вашей карьере не так много ролей крупных, масштабных, глобальных. Как вам кажется, ваш талант до конца не востребован?
– Это вопрос риторический. Понимаете, каждый востребован настолько, насколько он востребован, и нечего пенять на судьбу. В жизни мне везло столько же, сколько и не везло.
Я счастливый человек, потому что занимаюсь своим «хобби», потому что мне за любимое дело еще и деньги платят. Власть над залом – сладкое чувство. Люди смеются, плачут под твою «дудочку», а, как известно, минута смеха заменяет килограмм морковки. Стало быть, ты можешь предложить людям абсолютно витаминизированное времяпрепровождение. И слава Богу, что они смеются. И даже когда плачут, это тоже полезно. Дают выход эмоциям! Но сетовать на судьбу мне некогда, у меня столько забот в этой жизни, что времени жалко на сон и на отпуск.
– Когда вы обмолвились о том, что иногда перегрузки «плохо заканчиваются», я сразу вспомнил, что семь лет назад у Скляра на гастролях случился инфаркт… После этого ваша жизнь резко переменилась?
– Сразу после инфаркта я начал регулярно принимать предписанные докторами таблетки, однако не могу сказать, что перекроил весь жизненный уклад. По-прежнему много работаю, постоянно гастролирую, а значит, нервничаю, мотаюсь туда-сюда, недосыпаю…
– Не так давно вы снялись в экшене «На игре»… Как попали в молодежное кино?
– В театре «Балтийский дом» идет замечательный спектакль «Похороните меня за плинтусом» по повести Павла Санаева. Я с удовольствием играю в этом спектакле. И вот однажды мне позвонил сам Павел (он не только писатель, но еще и режиссер): «Я снимаю фильм, и мне нужен герой с положительным, знаковым обаянием. Абсолютно положительный типаж. Мне кажется, кроме тебя, Игорь, таких личностей в нашем кинематографе нет». Даже если он покривил своей прямой душой, мне было приятно услышать такое! Этим он меня и взял.