Северо-Запад

В Коми экономят на жизнях

19 май

 

Сокращение финансирования дорожной отрасли привело к резкому росту числа погибших в ДТП и экономическим потерям

Дорожная отрасль Коми на грани развала, и у нее нет будущего – такой не внушающий оптимизма вывод был сделан на пленуме республиканского комитета профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Дело в резком сокращении финансирования, самым страшным последствием которого стал рост дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель людей.

Причина столь отчаянного положения очевидна: второй год подряд в республике сокращается финансирование строительства, ремонта и содержания дорог. Так, если в бюджете 2009 года дорожной отрасли отводилось более 3 миллиардов рублей, то уже в марте прошлого года эту цифру урезали до 2 миллиардов, и в конце концов дорожники получили всего лишь 1 миллиард 800 миллионов. В нынешнем же году изначально запланирована еще меньшая сумма, и не факт, что и она не подвергнется секвестру. И это при том, что по федеральным нормативам только на ежегодный ремонт республиканских дорог необходимо тратить 5,2 миллиарда рублей, а на содержание всей сети – еще 4,2 миллиарда. Уже появилась угроза, что часть автомобильных дорог с твердым покрытием придется переводить в грунтовые, поскольку в таком состоянии они не соответствуют нормам безопасности. Но это, кстати, опять же потребует затрат – на снятие асфальтового слоя.

По признанию председателя республиканского комитета профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, ни одна отрасль экономики республики не потерпела такого сокращения, объем недоделок специалисты оценивают в 20 миллиардов рублей. Строительство дорог почти прекратилось, кроме отдельных. Около сотни деревянных мостов находятся в аварийном состоянии, многие населенные пункты не имеют дорожного сообщения даже с районными центрами. Примерно треть населения республики живет в условиях бездорожья.

Между тем от плохого состояния дорог страдает вся экономика. Большинство дорог рассчитаны на нагрузку всего до 6 тонн на ось. Если их модернизировать и довести до 11–12 тонн, то можно значительно повысить производительность труда водителей. И это немаловажно для региона, где по автомобильным дорогам перевозят лес, щебень, песок.

Другим печальным результатом финансового голода дорожной отрасли стала безработица и потеря специалистов. Число работников дорожного хозяйства республики как на частных, так и на государственных предприятиях за последние два года сократилось более чем вдвое. Правда, не все оказались на улице. Как сообщил корреспонденту «НВ» Иван Урсу, многие специалисты прошли переобучение и нашли свое место на других предприятиях. Но это, как правило, хорошие работники, в которых будет остро нуждаться отрасль, когда кризис окончательно завершится.

Тяжелый удар нанесен и смежным отраслям. Сократили объемы заводы по производству асфальта, битума, щебня.

Но самым страшным последствием недофинансирования дорожной отрасли стал рост дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель людей. По данным ГИБДД МВД по Коми, в прошлом году из-за неудовлетворительного состояния дорог в республике произошло 254 аварии, в которых погибли 26 человек. А в этом году только за первые четыре месяца по этой же причине случилось уже 137 ДТП с 18 погибшими. Нетрудно подсчитать, какими могут быть цифры к концу года, тем более что пик аварийности приходится на летнее время. И это при том, что после ужесточения штрафов по всей стране наблюдается снижение аварийности на дорогах.

Нельзя сказать, что власти Коми не предпринимают никаких мер, чтобы как-то залатать бюджетную дыру. Так, одним из источников дополнительного финансирования дорожной отрасли должно стать ОАО «Газпром». Глава республики Вячеслав Гайзер еще в марте на встрече с Алексеем Миллером предложил увеличить размер компенсации за ущерб, наносимый дорогам Коми тяжелой грузовой техникой при строительстве газопровода Бованенково – Ухта. «Газпром» намеревался выделить на эти цели 3,9 миллиарда рублей, но правительство Коми полагает, что объем денежных средств на эти цели следует увеличить как минимум вдвое. Вопрос этот должен решиться уже в мае.

Однако латание дыр – это далеко не решение проблемы. Удар, нанесенный дорожной отрасли республики, будет ощущаться еще много лет.

 

Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь