Дом с амбициями
На Васильевском острове открылся «Новый музей», который на самом деле музеем не является
Музея, который бы занимался исключительно современным искусством во всех его проявлениях, в Петербурге нет. Идеей его открытия буквально бредит весь художественный бомонд. А пока – периодически возникают галереи с таким названием. Вот и в этот раз: на открытие «Нового музея», экспозиция которого составлена на основе коллекции мецената Аслана Чехоева, прибыли сотни людей. Художники, артисты, галеристы, искусствоведы, журналисты… И всех интересовал один и тот же вопрос: «Ужель действительно музей?»
– Если исходить из юридического понимания, то, конечно, это не музей, – практически сразу разочаровал всех Аслан Чехоев. – Другое дело, что мы позиционируем себя как музей с той точки зрения, что это все-таки площадка, которая не занимается бизнесом. То есть мы имеем некую постоянную экспозицию и понимаем, что коллекцию надо пополнять, мы хотим проводить выставки – тематические, персональные – музейного уровня и с подготовкой полноценных каталогов с широким охватом работ художников.
– Это не совсем музей, – вторил Чехоеву председатель комитета по культуре Антон Губанков. – Но у нас в Петербурге, например, есть Музей русской водки, есть Музей шоколада – тоже ведь не совсем музеи. Вообще в принципе надо относиться более либерально к самому понятию музея. В классической интерпретации, конечно, это не музей. Все-таки мне кажется, что это очень важная площадка для взаимодействия с музеями. Например, с Русским музеем, с Эрмитажем, другими музеями города. И здесь возможны разные конфигурации сотрудничества.
Казалось бы, получив разъяснения, многие должны были бы успокоиться и разойтись. Но настолько привлекательна была сама идея «Нового музея», что гости не только остались, но и продолжили дискутировать. Претензии – очевидны: слишком мало пространства, слишком большой крен в пользу живописи, не хватает медиа-инсталляций.
Тем временем прибывающих на открытие художников встречал видеооператор, который записывал их приветствия, поздравления и слова благодарности. Речи в режиме реального времени транслировали на экраны в экспозиционные залы. В самих залах (к слову, их всего четыре: два на третьем этаже и два на четвертом – итого 500 квадратных метров) тем временем становилось душно от обилия посетителей. Часть экспозиции приходилось осматривать в полутьме: ради видеопоказа в презентационном зале был выключен свет.
На данный момент в «Новом музее» выставлены работы 73 художников, большей частью московских (в экспозиции представлены и 15 петербургских художников). Среди авторов двух столиц – Анатолий Белкин, Сергей Бугаев, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Пригов…. Все произведения были приобретены Асланом Чехоевым, коллекция формировалась 20 лет. В будущем постоянную часть экспозиции предполагается сократить, чтобы на освободившейся территории проводить выставки. Вход для посетителей будет стоить 200 рублей, предусмотрены льготы.
Поздравляя горожан с открытием, Антон Губанков рассказал о других проектах, которые в светлом будущем ждут Петербург. В частности, он пообещал «не оставить ни одного крупного инвестиционного проекта без концертного зала или выставочного центра» (речь шла, среди прочего, об Апраксином Дворе и Новой Голландии).
Что же касается главного спора «он или не он», точку в разговоре поставил заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский:
– Да, это не первый музей: частный, первый, создал Свинин, друг и приятель Пушкина, и тоже на свои деньги, без участия государя императора. Как-то у нас действительно любят рассуждать: музей – не музей. Да музей! Потому что амбиций создавать музеи современного искусства во всех городах много, и в Питере тоже: все планируют музеи, чтобы отбить площадь для ресторана или для бизнес-центра, это все понятные игры. Обычно потом эти темы как-то уплывают. А тут человек все сделал сам, на свои деньги, в своем помещении, и это идеальный случай, я считаю, первый пока что в Питере. Потому что дело ведь не только в помещении и в вещах, но и в концепции: это действительно хорошо осмысленная, отрефлексированная концепция искусства за последние 20 лет.
Алина Циопа