«Для футболистов мои требования стали шоком»
Прошедшей зимой Владимир Казаченок согласился резко изменить свою жизнь. После того как
команда «Смена-Зенит», которую возглавлял Владимир Александрович, была расформирована, он принял предложение стать главным тренером эстонского футбольного клуба «Калев» и уехал в Силламяэ. О том, чем эстонское первенство отличается от российского, и об особенностях местного чемпионата Казаченок рассказал корреспонденту «НВ».
– Почему именно «Калев», Владимир Александрович?
– Были предложения и от российских клубов, но все они играют либо в первом, либо во втором дивизионах. К тому же в городах, которые находятся очень далеко от Петербурга. От Силламяэ же до Питера всего 170 километров, то есть я в любой момент могу приехать домой. В общем, далеко уезжать не хотел и согласился возглавить «Калев».
– С чем столкнулись, оказавшись в эстонском чемпионате?
– Знаете, нормальный турнир. Очень хорошо организованный. Никакого бардака нет. Инфраструктура на должном уровне. Не стоит думать, что там все плохо. Единственный минус – очень слабый уровень футбола. Лига состоит на 50 процентов из любителей, на 50 – из профессионалов.
– Но что-то вас удивило больше всего?
– Я думал, что западные футболисты трудолюбивы. Но не тут-то было. Игроки привыкли, что на сборах до обеда разок потренируются и потом весь день свободный. Из-за этого, по всей видимости, и уровень эстонского футбола такой низкий – совершенно не работают над собой. А я привнес стандартный график: утренняя и вечерняя тренировки, занятия в тренажерном зале, бассейн. Для футболистов мои требования стали шоком. Но справедливости ради надо сказать, что в играх все выкладываются в полную силу, никто не дает слабины. Какой бы счет на табло ни был. В этом, кстати, одно из главных различий между российскими и эстонскими игроками – наши забьют два гола, решат, что игра сделана, и встанут. Эстонцы – нет. Даже если будут проигрывать 0:5 или выигрывать 5:0, все равно несутся вперед.
– Как долго команда привыкала к вашим методам работы?
– Сначала игроки пытались со мной поговорить на эту тему. Говорили: «Тренер, мы устаем». Но я им объяснил, что уставать здесь нечего, что я даю им вполне нормальные нагрузки.
– Многие с юмором относятся к особенностям эстонского характера, рассказывают про них анекдоты…
– То, что до них некоторые вещи долго доходят, – факт. К примеру, мою идею, что, для того чтобы хорошо играть, необходимо хорошо тренироваться, они усвоили не сразу, не понимали – как это соотносится между собой.
– Какая задача стоит перед вами с «Калевом»?
– Занять место не ниже прошлогоднего, то есть как минимум второе. Но я хочу выиграть чемпионский титул. Плюс мы будем участвовать в Лиге Европы и должны пройти хотя бы один квалификационный раунд.
– Болельщиков на трибунах много собирается?
– Всегда аншлаг. Свободных мест практически нет. Правда, их всего 1000… А если серьезно, то футбол в Эстонии, конечно, любят. Но все арены так спроектированы, что вмещают около 2000 человек – как одна трибуна Малой арены «Петровского». Больших арен в стране в принципе нет. Центральный стадион в Таллине, где играет национальная сборная, – всего 7000 зрителей. Но бывает, что на игру приходят всего 20–30 человек. А у нас, кстати, есть ветеранская группа поддержки – 10–15 человек, которые ходят даже на все тренировки. Существует и дерби. Наш принципиальный соперник – «Транс» из Нарвы.
– А странные игры, о которых много говорится в нашей стране, есть?
– Нет. О какой нечестности может идти речь, если в чемпионате всего 10 клубов, из которых два – фарм-клубы таллинской «Флоры», а еще один – фарм-клуб «Левадии». Какие тут пулы или договорные игры? Судейство тоже вполне объективное. Конечно, уровень – низкий, но как умеют – так и судят. Как говорят сами местные арбитры, мы можем только ошибаться, предвзятости в наших действиях нет. Деньги в чемпионате очень маленькие. Делить нечего. Так что все по-честному.
– Вы в Эстонии единственный иностранный тренер?
– Да, и внимание ко мне, надо сказать, очень пристальное. Помню, проиграл первый матч «Флоре», в которой тоже был новый наставник, и газеты на следующий день вышли с заголовками, что опытный тренер Казаченок уступил тренеру-дебютанту. С иностранцами здесь, кстати, вообще достаточно любопытная история. Все российские футболисты считаются зарубежными игроками и попадают под лимит на легионеров. В свою очередь, игроки из стран, которые входят в Евросоюз, легионерами не являются.
– Лимит на легионеров жесткий?
– Не то слово. Даже в заявку на матч можно вносить не более четырех легионеров, а на поле одновременно находятся максимум трое. Впрочем, лишних проблем с лимитом из-за Евросоюза ни одна из команд не испытывает. В моем же клубе выступает четверо легионеров, если можно так выразиться. И все наши, петербургские – Алексей Наумов, Александр Никулин, Евгений Кабаев и Александр Мутик.
– В бытовом плане как устроились?
– Очень хорошо. Такое ощущение, что выехал за город, на дачу. В Питер сейчас страшно приезжать: пробки, дышать нечем. А в Силламяэ я четко знаю, что если выйду из дома в 10.45, то в 11.00 буду на стадионе. И это меня очень радует. Вполне возможно, что и задержусь здесь еще на год. Впрочем, о продлении контракта буду думать после окончания сезона.
– Вы ведь, кроме того что тренируете «Калев», являетесь еще селекционером «Зенита» по странам Прибалтики?
– Совершенно верно. Где-то раз в месяц езжу, смотрю кого-то из футболистов. Из Эстонии же очень удобно – два часа на машине, и ты в Литве или Латвии. Недавно игроков рижского «Сконто» просматривал. Бывает, что чаще езжу. В зависимости от того, где и какой игрок проявит себя.
– Можно ожидать, что по вашей наводке «Зенит» подпишет с кем-то контракт?
– Можно. Есть на карандаше один молодой парень из Латвии. Не могу сказать, из какого клуба, но через год, при хорошей работе, может перейти в «Зенит». Причем играет на дефицитной позиции центрального защитника.
– Что скажете об игре «Зенита» в первой части чемпионата России?
– Очень радует. Если продолжим в том же духе, то без особых проблем станем чемпионами. Но, кстати, хотел бы отметить, что в данном случае это заслуга не только Лучано Спаллетти. В прошлом году был травмирован Данни. В этом он играет. К тому же появился очень сильный нападающий – Данко Лазович. Так что «Зенит» прошлого года и «Зенит» нынешний – две разные команды.