«Футуруссия» строит город будущего
Несмотря на множество скептиков, есть люди, верящие в успех создания инновационного центра в Сколково
Через несколько лет в подмосковном Сколково вырастет инновационный город. Грандиозный проект российского правительства вызвал бурные споры в обществе. Одни с оптимизмом восприняли идею создания аналога американской Силиконовой долины, другие недоумевают, зачем тратить такие деньги на город далекого будущего, когда в стране масса насущных проблем.
Если бы кто-то вздумал создать рейтинг наиболее модных в нашей стране слов, то слово «инновация» прочно бы разместилось на его верхушке. Последние несколько лет оно не сходит с уст главных лиц государства, стремящихся поставить страну на рельсы прогресса. Несмотря на столь частое его употребление, Россия который год подряд «пролетает» мимо топовой десятки самых передовых стран мира. Государству требовался проект, который послужит мотором для «дрейфующего корабля» сырьевой экономики.
Долгое время открытым оставался вопрос, где вести новейшие разработки. Эталоном всех технологических центров по праву считается Силиконовая долина, уютно разместившаяся в Калифорнии. Залог ее успеха в четырех факторах: наука, высшие учебные заведения, производство и капитал. Даже без одного из них успешного инновационного коктейля может не выйти. С оглядкой на нее в нашей стране стали появляться технопарки. Но им не хватало привлеченного из-за рубежа капитала, а в доставшихся по наследству от Советского Союза академгородках не было и производства.
В 2009 году в ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев предложил все-таки довести до конца идею создания современного научно-технологического центра. На таком высоком уровне об этом заговорили впервые, и шестеренки закрутились с бешеной скоростью. Прошло меньше полугода, и на карте страны было выбрано подходящее место. Ноздря в ноздрю шли сразу несколько городов: Новосибирск, Томск, Санкт-Петербург, Обнинск, рассматривался даже Владивосток. Точку в спорах поставил сам президент: оглядев, как Петр I невские берега, земли престижного Одинцовского района под Москвой, Медведев решил, что именно здесь быть Иннограду.
Сколково к тому времени «засветилось» тем, что в нем расположилась передовая бизнес-школа, выпускающая управленцев на манер западных. Впрочем, многим ученым это показалось недостаточным. Ведь Силиконовая долина возникла на базе трех американских университетов. По мнению же сторонников проекта, эту брешь с легкостью может покрыть соседка-столица.
Дело стало за командой. Из всех кандидатов на роль главы проекта (а слухи ходили о половине фигурантов списка журнала «Форбс») выбор пал на Виктора Вексельберга. Решающим фактором, возможно, стал его инновационный опыт. Последние несколько лет Вексельберг пытается наладить в нашей стране выпуск солнечных батарей. Куратором проекта от администрации президента стал Владислав Сурков. В научный совет войдут нобелевский лауреат Жорес Алферов и его заокеанский коллега Роджер Дэвид Корнберг. Большие ставки правительство сделало на молодых ученых, которым впоследствии предстоит работать в Сколково. Один из них – Павел Белов. В прошлом году из рук президента он получил премию за инновации и сегодня является одним из модераторов проекта. Корреспондент «НВ» встретился с Павлом.
– Государство понимает: все, что происходит сейчас на нашей территории, – это переработка ресурсов, – говорит он. – Наукоемких вещей у нас нет. И правительство предлагает создать площадку, на которой как раз и будут заниматься производством ресурсоемких вещей. Спустя какое-то время экономика нашей страны сможет перейти от исключительно сырьевой к завязанной на инновациях. Первый шаг к этому – построение базы в Сколково. Что касается выбранного места, то мне оно кажется удачным. В Сколково нет старых структур и правил, которым надо противодействовать. Он создается иначе, чем раньше академические городки, и создается для молодежи.
Вскоре после того, как проект стартовал, по инициативе Суркова была создана рабочая группа, состоящая из молодых ученых, инженеров, изобретателей и инновационных менеджеров. Отбором занималось Федеральное агентство по делам молодежи. В итоге в нее вошли 200 человек из разных уголков страны. Принято решение впоследствии расширить ее до 400 человек. Неформальным лидером объединения, названного «Футуруссия» (слово, получившееся в результате сложения английского «будущее» и «Россия»), стал Александр Карташев.
Молодой ученый рассказал корреспонденту «НВ», как попал в сообщество:
– В прошлом году я был участником форума «Селигер», где представлял свой проект. Речь шла о многогранной поддержке малого бизнеса посредством информационных технологий. Проект получил хорошую поддержку на форуме. Сам я живу в Сибири, в Кемеровской области, что не помешало мне войти в состав сообщества. Это наглядно показывает, что для проекта действительно искали подходящих людей, даже в удаленных от Москвы регионах.
Сегодня сообщество работает над анализом международного опыта создания подобных инновационных центров, а также разрабатывает предложения по конкретным объектам.
Пообщавшись с лидерами молодежного состава проекта, можно сделать вывод, что они настроены оптимистично и верят в его успех.
– Участвовать в таком рискованном проекте могут только люди, безоговорочно ориентированные на успех. И я, конечно, из их числа, – говорит Александр. – Ведь это вопрос не конкретного проекта, региона или узкого круга людей – это вопрос целой страны, фактическая битва за ее будущее. Да, это затратный проект, но содержание экономики, ориентированной на примитивный вывоз энергоносителей, со временем становится все дороже и дороже.
Но в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя. А «бочка» отечественной Силиконовой долины одной ложкой не ограничилась. Амбициозный проект подвергался массовой критике с разных сторон – и от ученых, и от простых сограждан.
Проблема, например, в отсутствии в нашей стране инженеров, тех людей, которые научные разработки адаптируют для производств. За последние десятилетия эта профессия перестала быть престижной. При таком раскладе, как утверждает Тимур Палташев, более десяти лет проработавший в американском наукограде, нам придется приглашать из-за рубежа не только научных светил, как планируется, но и инженеров. А это значит, что капитал вновь будет уплывать из страны, а не наоборот.
Палташев в качестве примера приводит Тайвань, где расположен один из самых успешных технопарков. Молодых инженеров, только что закончивших обучение, отправляют сюда вместо службы в армии. На тот же срок. Тем самым технопарк всегда обеспечен рабочей силой, а молодые специалисты – возможностью получить опыт.
Еще один часто критикуемый момент – завышенные ожидания. Сколково уже рисуется в умах граждан как город будущего. В нем все должно быть по-новому – и налоговый режим, и даже милиция. Ему уготована роль этакого полигона, где будет опробована новая экономическая политика, которая вслед за ним распространится по всей стране. Такая обособленность многим не по душе, а некоторых откровенно злит. Высказываются и предположения, что Сколково станет своеобразным «государством в государстве».
Впрочем, такую критику люди, занятые над проектом, считают неконструктивной. Еще в начале пути, чтобы отгородиться от пессимистичных прогнозов, Сурков заявил: «Скептики не делают историю». При этом призвал сограждан к сотрудничеству. На днях на официальном сайте «Футуруссии» стартовал конкурс, в котором может принять участие любой желающий. Для этого нужно ответить на вопрос: «Каким вы видите город будущего и свое место в нем?» Таким образом, отечественная Силиконовая долина может стать первым инновационным проектом, созданным по принципу краудсорсинга, или попросту «народной стройки».
– Нужна критика нового формата, способная вносить четкие предложения, – призывает Карташев. – Пока лично я встречал много критики со стороны тех, кто вообще ничего не делает, или тех, кто просто пытается создать себе дополнительную рекламу за счет Иннограда.
Александра Заспа