«Хотели большей свободы, а получилось безобразие»
Сыктывкар заполонили нелегальные ларьки, а местная власть оказалась бессильна в борьбе с ними
С началом лета столица Коми покрылась плотной сетью торговых точек, в которых продают фрукты, овощи, а также куры гриль и прочие необходимые человеческому желудку продукты. Горожане этому обрадовались, зато сразу несколько общественных организаций забили тревогу: насколько законна такого рода торговля и какие доходы получает городская казна от того, что на муниципальных землях стоят ларьки и киоски?
Впрочем, первыми тревогу забили чиновники городской администрации. Еще весной они насчитали около полусотни самовольных торговых строений, работающих без лицензии, не оборудованных элементарными рукомойниками и туалетами, а продавцы не имели санитарных книжек. Муниципальные власти решили демонтировать и вывезти самовольные ларьки из города, но на их защиту поднялся юрист регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Изъюров.
Конечно, общественная организация, защищающая права малого и среднего бизнеса, вовсе не является сторонницей нелегальной торговли. Но, по мнению юриста, «прикасаться к частной собственности, коими считаются ларьки, могут лишь судебные приставы, «вооруженные» соответствующими судебными решениями».
Спор власти и общественников продолжился на заседании городского пресс-клуба, куда пришли заместитель главы сыктывкарской администрации Антон Воробьев, президент Торговой ассоциации Коми Галина Лапшина, активисты правозащитной комиссии «Мемориал» и вышеназванный Сергей Изьюров.
С самого начала дискуссии вице-мэр расписался в бессилии властей перед растущей торговой вакханалией. Оказалось, что у городской администрации просто нет полномочий, чтобы закрыть незаконные торговые точки.
– Если мы пойдем законным путем, подадим в суд, то борьба закончится только к концу сезона, когда эти ларьки и так начнут сворачивать свою деятельность, – развел руками Антон Воробьев.
Галина Лапшина, заявив о необходимости объявить войну незаконному предпринимательству, призналась, что бизнесмены сами во многом виноваты в том, что мэрия лишена соответствующих полномочий:
– Мы хотели большей свободы, а это привело к безобразию.
А юрист «Мемориала» Александр Островский неожиданно сравнил Сыктывкар с Тель-Авивом:
– В Израиле тот, кто раньше приехал, тот и имеет преимущества, когда претендует на земельный участок. Да и ларьки там стоят по пять-шесть лет, и никому до них нет дела.
Представитель «ОПОРЫ» предположил, что у торгующих предпринимателей должны быть хоть какие-то разрешительные документы, на что президент региональной Торговой ассоциации ответила:
– Если документы и есть, то не у продавцов, а якобы у хозяина палатки. А сами продавцы, как правило, работают без санитарных книжек, без официального трудового договора. Лишь один раз мне удалось застать так называемого хозяина. Он показал единственный документ – договор на вывоз мусора.
После такой информации тут же возникла идея проехаться по ларькам и проверить на местах, как и по каким документам ведется в городе уличная торговля.
В назначенный час к мэрии явились представители «ОПОРы», «Мемориала» и Торговой ассоциации. Увы, вице-мэра Антона Воробьева на месте не оказалось. Он срочно отбыл в отпуск – возникли неотложные личные проблемы. Тогда общественники двинулись в рейд без представителей муниципальной власти.
Первая же встретившаяся на пути торговая палатка находилась прямо напротив здания городской администрации. И сразу же бросилось в глаза – это отсутствие таблички с указанием владельца, его координат, а также другой необходимой информации. Увы, как позже выяснилось, этим грешат практически все торговые точки.
Впрочем, симпатичная продавщица имя и номер телефона владелицы палатки назвала. После разговора с хозяйкой выяснилось, что землю под торговую точку в самом центре города она получила без проведения аукциона.
В других ларьках и палатках ситуация оказалась не лучше. В качестве документа, дающего основания ставить в том или ином месте торговую точку, общественникам показывали некие уведомления. В них не содержались сведения ни об арендной плате, ни сроках ее уплаты, что очень возмутило «мемориальца» Александра Островского:
– Это же муниципальная земля, собственность жителей города! Может быть, у меня, как у сыктывкарца, просто украли те деньги, которые должны выплачиваться за аренду.
Договор аренды в одном из ларьков все-таки обнаружился, и общественники наконец сумели узнать, сколько денег капает в бюджет от законно установленной палатки, причем в самом центре города. Оказалось, 2587 рублей в год.
– Наверное, место здесь плохое. Пыль, автобусная остановка, загазованность, – съязвил по этому поводу руководитель Коми «Мемориала» Игорь Сажин.
В какой-то момент к общественникам подошел владелец одной из палаток. Он полностью согласился с юристами, что «торговая вакханалия» ни к чему хорошему не приведет. По его мнению, к закону о торговле необходимо приложить ряд подзаконных актов, которые бы четко указывали, в каких местах можно устанавливать торговые точки и какую сумму за это необходимо заплатить:
– Уж тысячу-другую каждый из нас выложит без проблем. На эти деньги можно благоустроить город, отремонтировать дороги. Да и нам выгодно – милиция будет меньше беспокоить.
В общем предприниматели не меньше городских властей заинтересованы в наведении порядка в торговле. Так что же мешает администрации Сыктывкара этот порядок навести?
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми. Фото автора